Игорь Звонов: я рассказываю студентам о том, как все происходит в реальной жизни

Имя: Звонов, Игорь Николаевич

Дата рождения: 24 января 1964 года

Отличительные черты: остроумный, внимательный, в свободное от основной работы время преподает студентам основы житейской мудрости

Сфера научных интересов: история, психология

В РосНОУ: заместитель декана факультета психологии и педагогики (ФПП) по воспитательной работе, руководитель практики ФПП, преподает на ФПП и ГТиИЯ РосНОУ

«Я чисто подмосковный мальчик…»

Родился я в городе Шатура, где главной достопримечательностью была первая подмосковная гидроэлектростанция. Учился уже в подмосковном Воскресенске, родители туда переехали. Я вообще из области никогда никуда не уезжал, такой вот чисто подмосковный мальчик.

Школу я закончил без медали, их давали не так легко, как сейчас. Для того чтобы ее получить, нужно было прилагать очень много усилий. Вот у меня и стоял выбор: готовиться к поступлению в университет или прилагать те самые усилия, я выбрал первое. А вообще, в аттестате у меня одна четверка ― по черчению (остальные оценки ― отличные, ред.).

«Я был своим среди уличных бандитов, но числился самым образованным…»

Рос я в очень занятном квартале Воскресенска. Основная масса моих тогдашних друзей дальше 8 класса учиться не пробовала. В окрестных колхозах были лошади, мы их воровали, так что езду верхом без седла я освоил лет в 13-14, с лошадью обращаться умею с детства. Ну и прочие радости типа размахивания дубинкой у забора… при этом я не был уличным мальчиком, я был уродом, как сказал один из моих тогдашних приятелей. В том смысле, что я был своим среди уличных бандитов, и при этом хорошо учился и числился самым образованным в этой «банде». Меня не напрягало ни то, ни другое, и все мое окружение никогда не пыталось меня перетащить на ту или иную сторону, почему-то все понимали, что я другой. Со всеми в итоге остались хорошие отношения, их дети уже после у меня учились.

«Профессию я не выбирал, все как-то само получилось…»

Историю выбрал методом исключения: с 7-8 класса у меня абсолютно не ладились отношения с математикой. Но я умудрился итоговую контрольную сдать на 5: за половину класса сдал историю, а та половина класса — за меня математику. И историчка, и математичка все прекрасно знали, и ничего против не имели.

У меня был выбор: учиться в Москве или в Коломне (25 минут от Воскресенска). И тут я тихо струсил: умом понимал, что хорошее образование дадут в столице, но сил освоить истфак МГУ я в себе не обнаружил. Исторический факультет в то время был очень престижным ― его заканчивали почти все партийные деятели, очень часто офицеры КГБ и разного рода начальники. В тот год, когда я поступал в Коломенский педагогический, конкурс был 9 человек на место.

«Все, у кого была голова, к концу учебы становились если не открытыми, то скрытыми антикоммунистами…»

С учебой в институте никогда никаких проблем не было, я учился всласть. Первую свою четверку (и тут остальные оценки были отличными ― ред.) я получил на третьем курсе. Ее мне поставил мой куратор, мы бодались все 5 лет, что я учился. А потом, уже когда пришел в институт работать, стали большими друзьями.

Наш декан, не особо стесняясь, выгонял студентов и на 5 курсе, его боялись как огня. Когда он выходил из кабинета, коридор пустел, это называлось «батюшка вышел на охоту». Декан воевал, у него были ранения и ордена, он был очень жестким и очень порядочным человеком. И меня он пару раз «прикладывал», но это никогда не было подло, всегда по делу, и не заканчивалось какими-то страшными оргвыводами. Нет, я не хулиганил, но я много читал, и многое мог сказать идеологически невыдержанного. В 86-ом никто не думал, что через 5 лет советская власть рухнет, и нас готовили как ее идеологических защитников. Но те, кто хотел и умел читать не только то, что преподавали, но и немного другую литературу, все, у кого была голова, к концу учебы становились если не открытыми, то скрытыми антикоммунистами. Веру мы теряли напрочь. Поэтому когда стряслась перестройка, я не мог понять, почему у людей происходит некий кризис. У меня никакого кризиса не было, в армии из меня вышибли вообще все остатки розовых иллюзий на этот счет.

Институту я очень благодарен, я никогда не чувствовал, что меня плохо учили. С кем бы я потом ни сталкивался, мне всегда хватало аналитических навыков и объема знаний. А диплом у меня все-таки красный.

«Я рассказываю студентам о том, как все происходит в реальной жизни…»

Для меня нет профессии лучше, чем профессия вузовского преподавателя, она хороша всем. В РосНОУ я пришел 2 октября 2002 года в качестве начальника отдела по воспитательной работе. Как он тогда назывался, я не помню, за годы работы его переименовывали около пяти раз, в итоге я стал его называть отдел по борьбе с молодежью. Через четыре года я ушел из РосНОУ, устроился в школу, но не протянул и года ― там было безумно скучно. В итоге я угодил в HR-службу (HRHuman resources, служба управления персоналом ― ред.) крупной компании. Я проработал там 2,5 года и очень благодарен за приобретенный опыт. Теперь, читая лекции студентам, я рассказываю о том, как все происходит в реальной жизни крупной компании. Кроме того, моя просьба принять студентов на практику было положительно воспринято владельцем компании, в которой я работал, мы сотрудничаем до сих пор.

Блиц-опрос

КАК ВАМ СДАТЬ ЭКЗАМЕН?

Для меня экзамен — это каждый раз очень тяжело, я не люблю эту часть работы с самого начала. Как-то мой преподаватель сказал: когда ты первый раз примешь экзамен, все сразу станет ясно ― либо будешь млеть от них, либо будешь очень не любить. И действительно, мне не понравилось с первого раза. Для меня экзамен ― это такая проблема: что такого у него спросить, чтобы он еще и ответил. Не люблю ставить плохие оценки. Что касается зачетных дисциплин, то, если это позволяет предмет, я, как правило, ставлю автоматы всем, кто ходил на занятия и выполнял практические задания. Я спрашиваю тех, кого не узнаю в лицо, так что самый страшный вопрос на моем экзамене: ты кто?

Во что вы будете одеты, мне без разницы, хотя перед экзаменом я люблю пошутить на эту тему. Обычно я прошу, чтобы все были красивыми и веселыми.

ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ ― КАКОЙ ОН?

От студентов хочу вот чего: умения думать, работать с информацией и литературой и просто широкого кругозора и образования. Нельзя быть нормальным маркетологом, пиарщиком, прочитав пять книжек. Нужно читать, читать и читать.

А ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ?

Таких нет.

ЛУЧШЕ РАБОТАТЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИЛИ НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ?

Для меня это не имеет никакого значения. Я работал в государственном вузе, я работаю здесь, в РосНОУ, и не вижу особой разницы. Большинство преподавателей предпочитает работать в государственных вузах, ведь они родом из Советского Союза, где не было никаких учреждений, кроме государственных. Поэтому госвузы предпочитают скорее по привычке, а не из-за того, что те выигрывают по объективным показателям.

ПОЧЕМУ ВАМ ТАК НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ВУЗА?

Во-первых, потому, что ты вынужден поддерживать свою голову и исправном состоянии. Студент как хороший хищный зверь все чувствует, и долго на обмане, ничего не имея внутри, не продержишься. Во-вторых, работать с вашим братом ― откровенное удовольствие. Шкуркой чувствовать, как вы меняетесь. Я не принадлежу к тем, кто говорит, что мы были лучше, это ерунда ― каждое следующее поколение, безусловно, лучше, иначе начнется регресс. А в-третьих, ты не тратишь время на ничегонеделанье. Либо ты читаешь лекции, либо работаешь с документами, и никто тебе не говорит, что обязательно нужно столько-то времени за столом просидеть. Минус один: ты никогда не будешь очень богат, заработать совсем уж бешеных денег тут нельзя. И самое главное: для меня словосочетание «мои студенты» — далеко не пустой звук. Их за эти годы накопилось уже несколько тысяч, и это очень приятно.

Беседовала Ксения САМОЙЛОВА

Фото ― Татьяна ФАМ


Полезно знать
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика