Здравствуй, племя младое, незнакомое…

О встрече проректора РосНОУ с учащимися физтех-лицея

10 октября проректор РосНОУ, профессор Владимир Минаев был приглашен на встречу с учащимися 10 класса лицея № 11 «Физтех» города Долгопрудного. И ему есть что рассказать нам сегодня о думах и чаяниях молодых, только выходящих на тропу сложной современной жизни. Жизни в науке, жизни в современных, быстроизменяющихся технологических условиях.

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ, А ПОЧЕМУ ПРИГЛАСИЛИ? ЦЕЛЬ-ТО ОТКРЫТОГО УРОКА КАКАЯ БЫЛА?

Я закончил физтех ещё в советское время, в 1975 году. Сегодня условия существенно изменились, а класс-то десятый. Ребята активно начали думать «делать жизнь с кого», как писал Маяковский. Вот и решили сверить часы… С Дзержинского (по версии великого поэта), жизнь делать никто не хотел — те времена уже прошли. А вот учеными многие захотели стать.

По крайней мере, половина класса подняла руку в ответ на мой вопрос «Кто хотел бы поступить в МФТИ?» И это — здорово. Молодежь потянулась в науку. Радовало то, что десятиклассники знали, кто такие Гейм и Новосёлов, что они учились не так давно в Долгопрудном, на физтехе. Ребят беспокоила судьба российской науки и интересовало житье-бытье российских ученых, уехавших за рубеж.

НУ И ЧТО ВЫ ОТВЕТИЛИ НА ВОПРОС О ТОМ, ПОЧЕМУ СОТНИ ТЫСЯЧ НАШИХ ВЫПУСКНИКОВ РАБОТАЮТ В ЗАРУБЕЖНЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ? И НАСКОЛЬКО ОПАСНЫ НОВЫЕ «УТЕЧКИ» МОЗГОВ И ИДЕЙ ИЗ РОССИИ?

Согласен — вопрос неудобный и даже провокационный. Но кривить душой не стал, ответил откровенно. Я ведь побывал уже на двух конгрессах соотечественников-ученых, работающих за рубежом, в Берлине и в Казани. Среди них были и мои однокашники, которые рассказывали о несравненно лучших материальных условиях работы «за бугром», о прекрасном аппаратурном обеспечении их исследовательской деятельности. О слабом желании возвратиться на Родину для продолжения работ, о попытках завлечь туда новые отряды российских ученых.

Но поведал я десятиклассникам и о том, что наши соотечественники возглавляют многие ведущие лаборатории и научные центры мира, что они не порвали с Россией и полны желания поработать на нее, передавая тем или иным способом свои первоклассные знания новым поколениям. Что не только ностальгия, но и ответственность как ментальная черта российского люда не отпускает их навсегда с Родины.

И, кажется, ребята поверили мне. Поверили в то, что были и похуже времена, но Россия всегда возрождалась, как птица-феникс. Парадоксально, но это же здорово, что уехавшие становятся моторами мировой науки. Показывая тем самым, что когда-то нищая страна смогла сгруппироваться и создать условия для полета человека в космос, дать адекватные ответы на вызовы сурового послевоенного времени в виде термоядерного оружия и новейших лазерных технологий.

И поэтому мир не забывает, что именно в России родились Д.И. Менделеев и А.С. Попов, П.Л. Капица и Л.Д. Ландау. Что именно наш гений М.В. Ломоносов, родившийся в глухомани — селе Холмогоры Архангельской губернии, смог прославить Россию величайшими открытиями.

И мне приятно было услышать негромкое от одного из ребят: «наше время еще придет!» Думаю, оно не за горами. Обязательно придет...

НО ВСЁ ЖЕ — ХОТЕЛИ БЫ РЕБЯТА УЕХАТЬ В БУДУЩЕМ В ЗАРУБЕЖНЫЕ ДАЛИ, ГДЕ «ЖИЗНЬ СЫТНЕЙ И ПРОЩЕ»?

Судя по нескольким склоненным головам, думаю, да. Эпидемия вируса «заграница нам поможет» зацепила не только существенную часть молодежи в России, но и часть моих собеседников. Но я убежден, судя по многим горящим глазам, десятиклассники, став сегодня уже взрослыми, отчетливо понимают, где их дом. В котором нужно наводить порядок! И что это дело ляжет именно на их плечи, и что они должны выстоять. Это — не высокие слова.

Видели бы вы, с каким удивлением они узнали, что в РосНОУ (некоторые и названия-то такого не слышали до встречи), ведутся серьезные исследования в области нанотехнологий, есть открытия при создании новой медицинской техники и в малой энергетике, теории чисел и прогнозировании земных катастроф. Уверен, наш университет приобрел новых сторонников, разделяющих идеи возрождения науки в России, идеи научного мессианства.

Думаю, нам нужно чаще встречаться с молодыми, заражать их энтузиазмом наперекор «ящику» и всяким новоявленным оракулам, рождающим и несущим упаднические, пессимистические настроения, пригибая всё впитывающую научную поросль. Расставаясь с классом, я почувствовал, не всё еще потеряно. По крайней мере, в физтех-лицее. Там мудрые учителя, болеющие за Отечество.

А О ЧЕМ ЕЩЕ БЫЛ РАЗГОВОР?

О многом... И о ЕГЭ, убивающем творческую жилку, и о рейтингах российских вузов в мировом табеле о рангах. И о многотрудной и малооплачиваемой работе школьных учителей, и о тревожных думах родителей будущих гениев, и о судьбе российского образования. Я получил исключительное удовлетворение от встречи. Как много еще неуспокоенных юношей и девушек, не покрытых мхом предрассудков! И еще раз убедился — умная у нас молодежь. В нее нужно верить, и всё сладится.


Полезно знать
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика