Александр Огнев: «Песочная терапия — репетиция жизненных ситуаций»

II Московский фестиваль песочной терапии
«Песочная терапия — профессиональный взгляд»

Песочная терапия (Sandplay) — один из методов психотерапии, который позволяет моделировать жизненные ситуации и их решение на бессознательно-символическом уровне, используя песок и миниатюрные фигурки.

Учащаяся строила композицию «Путь к мечте». Препятствия обозначила в виде ограждений. В центре обозначила роли, которые играет в жизни: мать, дочь, жена. Слева построила модель своей обычной жизни. Справа за оградой поставила фигурки лошадей. Каждая из фигурок подбиралась как обозначение очень важного для этой женщины качества. Размышляя над своей композицией, учащаяся сказала, что подсознательно сама себе запретила проявлять свои важные качества. Затем она решила, что сама придумала ненужные ограничения, которые очень обедняют её жизнь.

Декан факультета психологии и педагогики РосНОУ Александр Огнев считает, что песочная терапия — очень перспективное направление.

— О своих тревогах можно рассказать словами, а можно вот так, метафорой, — поясняет Александр Сергеевич. — В отличие от слов, у метафор сильнее выражен эмоциональный корень.

Сейчас техника песочной терапии активно развивается. Например, во время своей последней поездки в Китай я заметил, что «песочницы» используются во многих школах и вузах, а раньше ничего подобного не было. В РосНОУ песочная терапия поддерживается, мы становимся ведущим вузом по этому направлению в Москве и России, потому что в других университетах есть только курсы по песочной терапии, а у нас обучение технике интегрировано в учебный процесс.

В чем заключается интеграция?

— В университете работает группа преподавателей, которые давно применяют в своей повседневной практике этот метод терапии. Причём у нас развивается не только терапевтическое направление, но ещё и моделирование на песке. С помощью фигурок студенты отрабатывают технологические приёмы, связанные с консультированием, с проведением занятий, важных мероприятий, переговорных процессов и так далее. Эта система привязана у нас к репетиции жизненных ситуаций, которые обеспечивают успех, реализацию планов. То, что в жизни, то и репетируется на песке. Всё это — часть учебных занятий студентов факультета.

Фрагмент композиции «Мир моей мечты» женщины, которая сказала, что очень хочет, но никак не может установить прочные отношения ни с одним мужчиной. В центре этой композиции четыре сокровища — важные духовные ценности, четыре женщины — важные аспекты личности автора композиции. Их окружает стена из растений. Вокруг этих растений глубокий ров. На вопрос «Где в этом мире мог бы располагаться мужчина?», женщина взяла фигурку бабочки и небрежно бросила её на фигурку одного из растений. После этого она долго смеялась и сказала, что сама себе всё и объяснила своими действиями.

Как проходит сеанс песочной терапии?

— Берёшь и строишь на песке композицию, которая соответствует переговорному процессу или ситуации, возникшей в учебной группе, в организации, на работе. Моделируешь представление о прохождении этого процесса. Строишь схему ориентиров. Эта игра может продолжаться от 20 минут до полутора часов, в среднем около 40 минут.

Каким образом песочная терапия помогает людям?

— Что такое моделирование на песке? Это репетиция. Мозг настраивается на то, что будет происходить, видит основные ориентиры, а потом на эти ориентиры ссылается, когда схожая ситуация возникает в жизни. Он припоминает состояния, чувства и те фигуры, что человек рисовал на песке, представляя себе процесс.

Песочная терапия помогает настроиться, отрепетировать оптимальное поведение, повышает так называемую интуитивную компетентность. Когда человек такое строит, идёт колоссальная подготовка головного мозга к будущей работе. Затем, когда человек выполняет задачу, возникает ощущение лёгкости, а всё потому, что до этого он репетировал.

На этой картинке внизу размещён фрагмент композиции с обозначением того, что её автор сначала назвала «непреодолимым препятствием» (фигурка чудовища, обозначенная красной стрелкой). Свою собственную позицию автор композиции обозначила фигуркой, отмеченной белой стрелкой. После того как ей была дана возможность подумать, что с этой ситуацией можно сделать, была подготовлена композиция, которая размещена в верхнем правом углу. К этому варианту девушка дала следующие пояснения: «Если с трёхглавым псом (красная стрелка на рисунке) поделиться имеющимися ресурсами (на них указывает зелёная стрелка), то он станет хорошим защитником и помощником. Чтобы трудности не застали врасплох, просто надо подготовить надёжный тыл (жёлтая стрелка)».


Материал подготовили Антон Данилов
и Дарья Рожкова


Полезно знать
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика