Универсально образованный человек

Как и чему учат бакалавров и магистров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью»

Рассказывает заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Российского нового университета (РосНОУ), кандидат культурологии Елена Юрьевна Чилингир.

О превращении специалитета в бакалавриат и магистратуру

С 2011 года мы вместе со всей страной перешли на двухуровневую систему высшего образования. До этого много лет система высшего образования была простой и понятной, как в СССР: учишься 5 или 6 лет, получаешь диплом о высшем образовании, можешь работать специалистом, занимать руководящие должности, преподавать, поступать в аспирантуру. И вдруг мир раскололся пополам. Появились бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).

Что такое магистратура, многие вузы поняли не сразу. Первый набор мы открыли только в 2014 году. А в учебный план бакалавриата попытались впихнуть всё лучшее, что было в специалитете. И, конечно, оно туда не поместилось. Осознание, как и чему теперь нужно учить, пришло со временем.

Сейчас бакалавры учатся по двум программам подготовки: академический бакалавриат — по нему доучиваются старшекурсники, и прикладной бакалавриат — на него в этом году будет уже третий набор. В чем разница? Академический бакалавриат ориентирован на научно-исследовательскую или педагогическую деятельность. Там меньше часов практики, больше теоретической подготовки, шире представлены общегуманитарные дисциплины.

Прикладной бакалавриат по сути своей практико-ориентированный. Число часов практики удвоилось, часть общегуманитарных дисциплин ушла из учебного плана (например, «Политология», «Религиоведение»). Мы сделали акцент на профессиональные дисциплины, привлекли к учебному процессу больше работающих специалистов-практиков, которые ведут, например, такие дисциплины, как «Практика рекламы», «Практика связей с общественностью».

То есть мы пришли к пониманию, что за 4 года бакалавриата нужно научить студентов определённым навыкам, чтобы они могли что-то делать, и начали работать. Выпускник-бакалавр, по сути, должен уметь «осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах», как сказано в федеральном стандарте.

В магистратуру должны поступать далеко не все бакалавры, а только те, кто хочет получить новый уровень осознания своей профессии. На недавней конференции Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) для заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений говорилось, что у профессионалов-практиков есть запрос на получение фундаментальных теоретических знаний в той области, в которой они работают. Это помогает «расширить горизонт», увидеть тенденции, позволяет строить стратегические планы.

Именно этим магистр и отличается от бакалавра. Все обучение научно-исследовательской деятельности ушло в магистратуру. Выпускник-магистр должен уметь «руководить осуществлением профессиональных функций в области рекламы и связей с общественностью», «разрабатывать стратегические концепции», обладать способностью «ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, подготавливать базу для научных исследований» и т. д.

Поэтому в учебном плане нашей магистратуры есть и «Управление коммуникационной структурой организации», и «Основы научных исследований в профессиональной сфере», и «Современные проблемы коммуникативистики», и «Проектирование социальных инноваций»…

Кроме того, магистерская программа создаётся на базе научной школы. Мы выбрали такое перспективное направление как социальные инновации. Это тема, объединившая научные интересы нескольких поколений преподавателей кафедры: докторов наук, кандидатов наук, аспирантов, студентов. В совместные исследования вовлечены и преподаватели, и студенты, а результаты исследований апробируются на научных конференциях и семинарах.

Направление, за которым будущее

Социальные инновации — очень перспективное и интересное направление, за которым будущее. Это свидетельство того, что рыночная экономика сдаёт свои позиции и на её место приходит сетевая экономика. Этот процесс сопровождается сменой системы ценностей, сменой «картины мира». Одно из проявлений этой тенденции, вызывающее негодование монополистов, — нежелание молодого поколения платить за то, что можно скачать бесплатно, например, за музыку. Но эти же самые люди готовы скинуться на выход нового альбома любимого музыканта через платформу краудфандинга. То есть отказ платить обусловлен вовсе не жадностью, а нежеланием относиться к информации как к товару. Информация не приходит в негодность вследствие её использования, её можно тиражировать бесконечно.

Кроме того, это и новый способ выстраивания отношений. С появлением интернет появились каналы и формы организации взаимодействия между людьми. Краудсорсинг, новая форма инновационной производственной деятельности широкого круга лиц с применением инфокоммуникационных технологий, также является примером социальной инновации. «Если что-то и заслуживает вознаграждения, так это вклад в развитие общества. Творчество может быть таким вкладом, но в случае, если общество в состоянии свободно пользоваться его результатами», — писал Ричард Столман ещё в 1985 году.

Его план состоял в том, чтобы написать версию операционной программы, распространять её бесплатно, привлечь энтузиастов для работы над её усовершенствованием — с условием, что никто не мог ею владеть или зарабатывать на ней. Эти принципы стали известны как «открытый исходный код». К 1991 году сотни бесплатно сотрудничавших программистов создали и лицензировали версию Linux. Движение за открытый код дало толчок движению за свободу информации — Wikipedia, Wikileaks и целому направлению юриспруденции, занимающемуся составлением контрактов, которые должны защищать открытость и право коллективного доступа.

«Наше человеческое желание заводить друзей, выстраивать отношения, основанные на взаимном доверии и обязанностях, удовлетворять эмоциональные и психологические потребности прорвалось в экономическую жизнь. Дешёвые технологии и модулярные формы производства подтолкнули нас к нерыночному, совместному труду», — пишет Пол Мейсон в книге «Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему».

Универсально образованный человек

На что же нужно ориентироваться при получении образования уже сейчас и в ближайшем будущем? Первым об этом написал Питер Друкер: «Тот факт, что знания стали единственным, а не одним из ресурсов, делает наше общество “посткапиталистическим”. Он коренным образом меняет структуру общества. Он создаёт новую социальную динамику. Он создаёт новую экономическую динамику. Он создаёт новую политику». Символом капитализма была буржуазия, а кто станет символом посткапитализма? По мнению Друкера, это «универсально образованный человек», который объединит в себе умение управленца применять знания со способностью интеллектуала оперировать чистыми концептами. Такой индивид является противоположностью эрудита, который одновременно является специалистом и в китайском языке, и в ядерной физике. Новый тип человека мог бы собирать и использовать результаты специальных исследований в узких сферах и применять их в более общем контексте: теорию хаоса в экономике, генетику в археологии, анализ данных в истории общества.

На знания, умения и навыки в продвижении новых идей, новых способов взаимодействия, сетевых проектов и направлена магистерская программа «Реклама и связи с общественностью в сфере социальных инноваций».


© Российский новый университет