Игорь Клименко: «Я человек удачливый…»

Имя: Клименко, Игорь Семенович

Год рождения: 1941

Степени и звания: профессор, доктор физико-математических наук, почетный работник высшего профессионального образования

Отличительные черты: умен (очень), обаятелен, элегантен, ректора называет Володя

Сфера научных интересов: теория систем, теория информации, системный анализ

В РосНОУ: заведует кафедрой корпоративных информационных систем, читает курсы дисциплин «Концепции современного естествознания» (на всех факультетах), «Теория систем и системный анализ», «Теория информационных процессов и систем», «Квантовая и оптическая электроника», «Экология»

Детство

«Осколки войны запечатлелись в памяти…»

Родился я в 1941 году, за месяц до начала Великой Отечественной войны в городе Тбилиси (Грузия). Мое детство довольно любопытно по той причине, что, уже начиная с трехлетнего возраста, я себя довольно хорошо помню. Мы с мамой поехали в город Харьков, недавно освобожденный от немцев, и некоторые картинки, осколки войны запечатлелись в памяти: вагон, в котором в мирное время перевозили животных, а там матрос без ног на каталке, солдат без ноги с костылем, шинель без хлястика, теплушка, фонарь «летучая мышь» над потолком. Этот период жизни был очень любопытным, и заложил ощущение некой сопричастности к делам и событиям в стране. День Победы я встречал на заводе у отца (он, кстати, дожил до 91 года) и даже пил небольшое количество водки, разведенной в воде. Напиток мне этот не понравился.

Школа

«Учился хорошо, был первым учеником в классе, но медали я не получил, ни золотой, ни серебряной»

В 1947 году, перед тем как я пошел в школу, мы вернулись домой, в Тбилиси. Там я окончил 49 среднюю школу. Учился хорошо, был первым учеником в классе, но медали я не получил, ни золотой, ни серебряной. Меня спокойно подрезали на математике, а сочинение, которое я писал сам, получило отметку «хорошо». Единственная ошибка был в том, что слово ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли) я писал с точками, как К.П.Д, потому что уже тогда готовился поступать на физический факультет. Вот за это я получил вторую четверку, о чем, кстати говоря, не жалею, потому что это подстегнуло меня. Вообще, я человек удачливый, «везунок», как говорят люди, в том числе выдающиеся женщины, с которыми мне довелось встречаться, но время от времени судьба меня останавливает, как бы говоря: «учти, что не вся самоцветами выстлана дорога»

Университет

«Из 88 человек нашего выпуска 32 стали докторами наук по самым разным отраслям науки»

Несмотря на школьные перипетии, я поступил в университет, выдержав жесткий конкурс (проходной балл на физический факультет Тбилисского университета ― 24 из 25). Я очень благодарен своим учителям, в том числе, кстати, профессору Харшиладзе, который на первом курсе недрогнувшей рукой выставил мне два балла по математике. До этого я получил две пятерки и, можно сказать, расслабился. Почувствовал студенческую свободу, ходил не на все практические занятия, а он допускал до устного экзамена только после решения определенных задач, которые я просто-напросто решать не умел, вот и получил по башке. Я окончил университет с обычным дипломом, красного не получил, мне казалось, это некое излишество, потому что мне хотелось и другие стороны студенческой жизни полностью познать.

Теперь, имея огромный опыт преподавательской работы (более 30 лет), я понимаю, что мой университет был очень неплохим. Был отобран достойный материал, хотя, как оказалось, не все имели склонность к научной работе. Это особый тонкий дар. Можно хорошо усваивать известные знания, но быть генетически неприспособленным для производства новых знаний. Некоторые наши круглые отличники так и остались не у дел в науке, хотя пытались что-то сделать, при том что выпуск у нас получился уникальный. Не уверен, что где-то еще в стране была такая ситуация, что из 88 человек 32 стали докторами наук по самым разным отраслям науки.

После университета

«Я требовательно относился к своей научной работ: никакой желтой прессы, публикации только в самых престижных журналах»

На диплом я попал в Москву, в физический институт Академии наук, в лабораторию Александра Михайловича Прохорова. Это нобелевский лауреат, один из создателей квантовой электроники, крупнейшая фигура в отечественной физике. Дипломную работу я делал в этой лаборатории, с самим Александром Михайловичем встречался, может раз семь-восемь, но вот это приобщение к высокой науке, высокой физике, в дальнейшем сыграло важную роль. Я требовательно относился к своей научной работе с точки зрения представления результатов: никакой «макулатуры», никакой «желтой прессы», публикации только в самых престижных журналах.

У нас была закрыта военная кафедра, поэтому мы не получили звание офицеров запаса и должны были идти служить в армию на два года. Нас распределили в Институт Министерства обороны, прикомандировав к военной кафедре МГУ. Мы прошли офицерские сборы, получили звание офицеров запаса, и, можете себе представить: из семи приехавших туда по распределению моих однокашников трое так и работают, с 1964 года.

ЦК ВЛКСМ

«Приходилось, конечно, во всяких бывать ситуациях, в том числе выпить бутылку водки и остаться трезвым…»

Уже остепененный молодой человек, я стал заметной фигурой в институте, да еще и в комсомоле подвизался, что было, в общем-то, вполне характерно для человека с активной жизненной позицией.

В числе молодых ученых я был делегатом на XVI съезде ВЛКСМ, встретил там много интересных, выдающихся людей, и вскоре меня пригласили на работу в аппарат ЦК ВЛКСМ. Я принял это предложение ― было очень интересно, да и престижно. Я получил квартиру в Москве, что, в общем-то, было неплохим приложением ко всем остальным позитивным моментам. Четыре года я отработал, ездил по всей стране, организовывал разные мероприятия для молодых ученых, научные школы, поддерживал развитие научных центров. Страну повидал, 200-250 дней в году был в командировках. Но моим любимым городом осталась Москва. Приходилось, конечно, во всяких бывать ситуациях, в том числе выпить бутылку водки и остаться трезвым, но скандалов не было.

МФТИ

«Члены экспертного совета по физике ВАК ведущие физики страны, единогласно проголосовали «за»

За годы, которые прошли от защиты моей кандидатской диссертации до работы в ЦК ВЛКСМ, накопился большой научный задел. И теперь это стало основной линией моего поведения, поэтому я попросил руководство ЦК ВЛКСМ меня отпустить на свободу. Тем более что уже было место ― Московский физико-технический институт ― где меня ждали. И вскоре меня с почетом проводили из ЦК, и я стал доцентом МФТИ. Я достаточно активно «добивал» докторскую диссертацию, работал в парткоме и при этом оставался на преподавательской должности.

Докторскую диссертацию, так получилось, я защищал перед экспертным советом ВАК по физике. Руководитель кафедры, чье место я мог занять, получив докторскую степень, устроил отрицательный отзыв «черного» оппонента. Но ведущие физики страны единогласно проголосовали «за». Выйдя, я сказал себе: ну теперь-то я уж точно доктор физико-математических наук!

Ректор Института повышения квалификации

«У меня есть небольшая, но вполне оформившаяся научная школа, и я этим горжусь»

Далее стали поступать интересные предложения, и одно из них я принял и стал проректором по учебной работе Института повышения квалификации Министерства промышленности средств связи, где работали двое выпускников физтеха, которые меня туда и рекомендовали. Я проработал достаточно успешно два года, а потом был избран ректором этого учебного заведения, выдержав конкурс с действующим ректором. Проработал я в этой должности лет девять, в этом же вузе получил звание профессора. Время шло, шла практическая работа, начали защищаться мои аспиранты. То есть у меня есть небольшая, но вполне оформившаяся научная школа. Я этим горжусь, и всегда очень поддерживал своих учеников. Но время идет, и так случилось, что после перестройки я ушел из этого института.

Работа в РосНОУ

«Мне больше нравится быть свободным художником»

В РосНОУ я работал проректором по филиалам, но, когда мне исполнилось 60, я подумал: хватит! И до недавнего времени занимался исключительно преподавательской работой, а сейчас пришлось опять идти на повышение, ― я стал заведующим кафедрой корпоративных информационных систем. Однако мне больше нравится быть свободным художником, поэтому при первой же возможности сниму с себя эти полномочия.

Володя Зернов: почему я его так называю?

«По партийной линии Володя ― мой ученик»

Когда я работал в парткоме МФТИ, я работал, в том числе, и с комсомольской организацией, секретарем которой был Володя. Многие удивляются, когда слышат, что мы с ним на совещаниях называем друг друга по имени. Но мы знакомы года с 1976-77, так что это все оправданно и понятно, в каком-то смысле по партийной линии Володя ― мой ученик. Он очень общительный, талантливый человек, он сейчас на своем месте. Я не могу сказать, что мы постоянно общаемся, но каждая наша встреча ― это всегда маленькая радость.

Блиц-опрос

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕПОДАВАНИЯ?

В рамках преподавания дисциплины КСЕ я стараюсь развить интерес студента к образованию в широком смысле слова. Когда студенты растут у меня на глазах ― это дорого стоит.

КАК ВЫ ПРИНИМАЕТЕ ЭКЗАМЕНЫ?

Сначала выставляю тройки всем потенциальным двоечникам, освобождаюсь от них, а потом уже работаю с остальными. Каждый студент, выходя с моего экзамена, должен знать больше, чем знал до него.

ПРАВДА ЛИ, ЧТО ВЫ НЕ СТАВИТЕ ПЯТЕРОК?

Нет, ну что вы! Я ставлю довольно много пятерок, иногда с удовольствием делаю комплименты, так что такого рода заморочек у меня нет. Все зависит от подготовки. Совсем недавно у меня была очень неплохая группа, там я из 10 оценок поставил пять пятерок. Двойки не ставлю, потому как это бессмысленно. Ну будет студент копить эти хвосты, и что? У него и без меня их достаточно. В этом случае я пытаюсь побеседовать, объяснить, что к чему.

ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ ― КАКОЙ ОН?

Это человек, который не обязательно ходит на все занятия, но который интересуется происходящим вокруг, во всех отношения современный. Мне очень легко с молодежью, потому что я человек образованный, и понимаю молодых людей, они равноценные личности.

А ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ?

Это профессионал высокого уровня, который уважает студентов, доброжелательно к ним относится, имеет обратную связь с аудиторией и умеет сигналы обратной связи правильно интерпретировать.

ВПРОЧЕМ…

Идеальных систем в реальности не бывает. Можно говорить об оптимальном сочетании свойств, которые ограничиваются условиями окружающей среды. Поэтому у каждого времени ― свои требования и к студентам, и к преподавателям. Понимание этого ― неотъмлимая составляющая профессионализма.

Заключительное слово

Все что ни делается, все к лучшему. И судьбу, если бы пришлось ее переигрывать, я бы, наверное, не поменял. Хотя, черт его знает!

Беседовала Ксения САМОЙЛОВА


Полезно знать
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика