Болонский процесс — у России остался 1 год

О Болонском процессе в России 

говорят-пишут немало, однако одни из его главных участников — студенты — в большинстве своём понятия не имеют о том, какое отношение Болонский процесс имеет к их учёбе. Многие думают, что России данная система не касается, кто-то подозревает, что как-то это на учебу повлияет, но как именно — неизвестно. А кому-то показалось, что в слове «Болонский» просто пропущена буква «к».

Между тем, Российская Федерация вошла в число стран-участниц Болонского процесса более пяти лет назад — в сентябре 2003 года. Поставив свою подпись под Болонской декларацией, Россия обязалась до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Что ж, самое время наконец-то во всём разобраться.


Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в городе Болонья министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

(Онлайновая энциклопедия «Википедия»)

Основные пункты Болонского процесса:
1. Переход на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года), между которыми студенты должны сдавать выпускные и вступительные экзамены.
2. Внедрение в вузах так называемых часовых кредитов: чтобы перевестись с одного курса на другой, студентам необходимо потратить на обучение определенное количество времени, складывающееся из аудиторных занятий и самостоятельной работы.
3. Оценка качества образования по стандартизованным общемировым схемам.
4. Программа мобильности, которая дает возможность продолжать начатое в вузе своей страны образование в высших школах других стран Европы.
5. Содействие изучению общеевропейских проблем.

(Газета «Новые известия»)

К Болонской системе в России относятся крайне неоднозначно.

Ректор МГУ Виктор Садовничий:

— Приняв западный стиль образования, Россия начнет «готовить лаборантов для Запада», не более того.

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов:

— С одной стороны, российскому образованию с его традициями узкой специализации и в самом деле трудно адаптироваться к более универсальной европейской системе, — профессора считают неспециалистов-бакалавров недоучками. С другой — в вузах идет сопротивление бесспорно необходимым сторонам Болонского процесса: открытости и готовности сопоставить качество своего образования с тем, что утвердилось в Европе. Это сопротивление — болезненный признак, российская система образования — одна из самых закрытых для потребителей в мире.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:

— Применение у нас Болонской системы — не что иное, как скрытый переход к платному образованию. Студенту придется выбирать: либо оставаться бакалавром, не имея возможности реализовать себя на рынке труда, либо платить немаленькие деньги за магистратуру. Сколько — вопрос пока нерешенный. В Европе обучение в магистратуре стоит от 3 до 5 тысяч евро в год. А ведь Россия стремится именно к европейским стандартам.

Председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир Зернов:

— Полагаю, что в России время теоретизирования на эту тему закончено, пора переходить к практическим действиям и технологиям. Негосударственным вузам, которые в большинстве своём гуманитарные, по сравнению с классическими техническими, военными и медицинскими, будет легче переходить на Болонскую систему. И негосударственный образовательный сектор уже сделал немало шагов на пути к Болонскому процессу. В том числе — Российский новый университет, который стал организатором целого ряда международных конференций, посвященных новой двухуровневой системе образования.

На днях РосНОУ посетил ведущий эксперт по проблемам Болонского процесса в Германии Вольфганг Ройтер. По его словам, Германия не торопится всецело отдаваться Болонскому процессу, предпочитая подход индивидуальный для вузов и достаточно протяженный во времени. А поскольку у российской высшей школы много общего с немецкой, основанной Гумбольдтом, то и России есть смысл применить подобный подход.

Проректор РУДН Александр Ефремов:

— Болонскую систему можно сравнить с правилами дорожного движения. Во всей Европе они одинаковы, что позволяет спокойно перемещаться из страны в страну. Общие правила образования способствуют мобильности студентов. Начав обучение в России, они смогут поступать в магистратуру в Англии, Франции или Италии.

Председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович:

— В Италии, откуда родом Болонская система, между школами и вузом есть еще одна промежуточная ступень — колледжи, не окончив которые, невозможно поступить в институты. Нечто подобное придется вводить и в России. Уже сейчас разрыв между школьной и вузовской программами у нас очень велик. Одновременно с внедрением Болонской системы нужно создавать и дополнительные, буферные классы в школах, которые будут заниматься начальной профессиональной подготовкой детей.

Декан факультета экономики МГУ Василий Колесов:

— Двухступенчатая система лучше всего отвечает потребностям развития междисциплинарности. Болонская система дает возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой. Таким образом, студентам предоставляется шанс комбинировать знания из различных областей и готовить себя к профессиональной деятельности на стыке существующих специальностей.

Студент МГИМО Роман Дмитриев:

— Среди достоинств Болонской системы возможность продолжать обучение за рубежом, объездить сразу несколько стран в рамках одной образовательной программы. При этом никто не собирается оплачивать студентам дорогу и питание в чужой стране. Да, существуют специальные скидки и льготы, но и с ними сумма путешествия оказывается непосильной для обычного студента. Средняя стоимость программы обмена — 15–20 тысяч долларов. В принципе мы, студенты, могли бы взять на эти цели банковский кредит, но он далеко не всем по карману.

Студентка МГУ Анастасия Макарова:

— Пока в двухступенчатой системе образования я вижу лишь неудобство. Когда мы отучились три года и стали бакалаврами, нам выдали на руки документы и отправили в приемную комиссию магистратуры. Причем при поступлении у нас не было никаких привилегий, экзамены мы сдавали на общих основаниях с иногородними и «переводниками» с других факультетов. Так что прошли далеко не все, и продолжать обучение моей группе пришлось совсем в другом составе.

(По материалам изданий
«Новые известия», NEWSru.com, Газета.ru)



Как видите, мнений немало. А как вы относитесь к Болонскому процессу?

Редакция сайта с удовольствием ознакомиться с вашим взглядом на реформу, которую Россия должна осуществить до 2010 года. Присылайте ваши отзывы на avenberg@rosnou.ru. Лучшие комментарии будут опубликованы на нашем сайте.

Александра Авенберг


Полезные ссылки:

FAQ по Болонскому процессу>>>

Болонский процесс в России (информационные портал)>>>

Вхождение России в Болонский процесс (общие сведения)>>>

Публикации о Болонском процессе>>>

Перейти в раздел АБИТУРИЕНТУ >>>


Полезно знать
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика