Николай Азарнов: «Наши молодые люди ― хорошие!»
Имя: Азарнов, Николай Николаевич
Год рождения: 1950
Степени и звания: кандидат психологических наук, профессор, действительный член-корреспондент Международной академии педагогических и социальных наук.
Отличительные черты: рассудителен, скромен, интеллигентен, сразу располагает к себе.
Сфера научных интересов: социально-психологические проблемы взаимодействия личностей в организациях, психологические закономерности деятельности личности и группы лиц в различных формах социального взаимодействия, взаимопонимание и совместимость взаимодействующих личностей, влияние личностей друг на друга в ситуациях социального взаимодействия, противодействие личностей (конфликты) в деятельности и так далее.
В РосНОУ: заведует кафедрой практической психологии, читает курсы дисциплин «История психологии», «Психология воли и понимания», «Основы психологии влияния», «Методологические основы психологии», «Психология мотивации и эмоций», «Мотивация трудовой деятельности».
Краткий экскурс в биографию (со слов Николая Николаевича):
― Родился я в 1950 году в Саратовской области, в селе с красивым названием Никольское. В 1957 году пошел в школу, в 1968 году ее закончил. Учился хорошо, было всего несколько четверок: по русскому языку, литературе и химии. После школы поступил в Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи, окончил с отличием. Затем отслужил шесть лет в войсках во Владимирской, Горьковской, Московской областях. В 1981 году поступил в Военно-политическую академию имени Ленина на военно-педагогический факультет по специальности психология и педагогика, окончил также с отличием. После окончания академии учился в аспирантуре, защитил кандидатскую диссертацию.
После защиты долго работал в Военно-воздушной академии имени профессора Жуковского. В 2000 году уволился из Вооруженных сил, и тогда же поступил на работу в Российский новый университет.
Блиц-опрос
КАК ВАМ СДАТЬ ЭКЗАМЕН?
Студенты должны быть хорошо подготовленными к сдаче экзаменов и зачетов. Для этого преподаватель должен много работать со студентом на лекциях, семинарских занятиях, руководить и давать рекомендации по самостоятельной работе. Когда студент работает на всех формах занятий, в том числе самостоятельно, результаты обязательно будут высокими. И мне приятно, когда студент получает высший балл.
ИДЕАЛЬНЫЙ СТУДЕНТ ― КТО ОН?
Это творческий человек. А стать творческим человеком в профессии может только тот студент, который все делает добросовестно. Если студент работает плохо, творческого человека из него не получится, поскольку творчество основывается на профессиональных представлениях, которыми человек овладевает в том числе в процессе учебы.
А ИДЕАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ?
Это человек, который глубоко владеет своей профессией не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Многие наши (факультета педагогики и психологии ― ред.) преподаватели работают в психотерапевтических клиниках, наркологических центрах, ведут консультационную работу.
Преподаватель, безусловно, должен быть человеком не только образованным, но и интеллигентным. Он должен знать правила этикета, культурное наследие, то есть быть интеллигентом во всех отношениях.
ЧЕМ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИТСЯ ЗАНИМАТЬСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Я с упоением исследую психологические закономерности социального взаимодействия людей. Над этой темой я работаю порядка 15 лет, уже изданы мои учебные пособия, научные статьи, подготовлена монография. Через какое-то время это выльется в защиту докторской диссертации. Мне повезло в жизни в том, что моя профессия является и моим хобби.
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, ВЫ БЫЛИ СВЯЗАНЫ С ВОЕННОЙ СФЕРОЙ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИДТИ В АРМИЮ?
Мы живем в очень большой стране, имеющей историю и традиции. Мы принадлежим к великому народу, и каждая уважающая себя страна должна иметь сильную армию. Страну уважают только тогда, когда есть мощная экономика и мощная армия. Я считаю, что молодые люди на основе контракта или всеобщей воинской повинности должны послужить в армии, поскольку там человек сталкивается с трудностями и, преодолевая эти трудности, развивает волю, целеустремленность, смелость, устойчивость, ответственность. Как раз этих качеств современным юношам и не хватает, им бы было полезно послужить в армии.
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ?
Есть классические литература, музыка, изобразительное искусство. К этой культуре я отношусь позитивно, люблю ее и уважаю. А есть массовая культура, которая особенно активно культивируется в средствах массовой информации. Такая культура ― низкопробные песни, фильмы, книги ― такая культура мне не нравится. Мне не нравятся также те установки, западные ценности, которые внедряются в нашу действительность. Они не согласуются с российскими традициями, менталитетом, такие ценности наносят вред нашей молодежи.
ВОТ, КСТАТИ, НАСЧЕТ МОЛОДЕЖИ… ЕЕ СЕЙЧАС ВСЕ РУГАЮТ, МОЛ, НЕПУТЕВЫЕ ПОШЛИ. ВЫ ПРИСОЕДИНЯЕТЕСЬ К ЭТОМУ МНЕНИЮ?
Наши молодые люди ― хорошие! Я к ним отношусь позитивно, многие из них трудятся, учатся, устраивают свою жизнь. Нашей молодежи приходится нелегко, поскольку надо иметь много инициативы, самостоятельности, нужно иметь характер для того, чтобы устроиться в этой жизни, получить образование, сделать карьеру, создать семью. А семья ― это жилье, на жилье надо заработать, и в этих условиях приходится жить нашей молодежи. По-моему, они с этой задачей справляются вполне достойно.
Беседовала Ксения САМОЙЛОВА