«Не только качество, но и дружественность». Результаты независимой оценки частных вузов и филиалов госвузов

18 сентября 2017 года в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» были объявлены итоги проекта независимой оценки качества образования (НОКО) в российских вузах.

Исследование, проведённое оператором «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России, затронуло 400 негосударственных образовательных организаций высшего образования и филиалов государственных университетов, расположенных на территории РФ (181 частный вуз и 219 филиалов соответственно).

В НОКО учитывались информационная открытость образовательных организаций, доброжелательность, вежливость, компетентность работников вузов и филиалов, а также удовлетворённость студентов и их родителей качеством образовательных услуг. В прямом открытом опросе приняли участие 25 564 респондента, в том числе 19 762 студента.

Исследование показало, что вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы собственности во всех вузах наблюдаются схожие сильные и слабые стороны.

— На сайтах многих вузов можно найти полные сведения о деятельности организации, официальные документы, адаптированные версии для слабовидящих людей, — отметила начальник управления проектов в области образования и социальной сфере дирекции государственных интернет-проектов МИА «Россия сегодня» Наталья Тюрина. — А самые слабые стороны образовательных организаций связаны с коммуникациями: не всегда легко обратиться к администрации вуза и получить ответ, зачастую невозможно найти сведения о ходе рассмотрения обращений граждан.

— Самое главное в наше время — это информационная открытость вузов, — отметил статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Павел Зенькович, — чтобы студенты, сотрудники, родители студентов, возможные абитуриенты могли с минимальными затратами получать максимально большой объём требуемой им информации. Нужно, чтобы вуз не только давал качественное образование, но и был дружественен по отношению к общественности, по отношению к внешней среде.

— Есть вузы, которые ориентируются на вхождение в международные рейтинги, они обеспечивают глобальную конкурентоспособность российского высшего образования; есть вузы, которые отрабатывают отдельные, очень важные для страны направления подготовки кадров; есть вузы, которые являются драйверами развития своих регионов, — рассказала директор департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки РФ Анна Хамардюк. — Те круги, которыми охватывались вузы в процессе вхождения в независимую оценку качества, расширялись, и в этом году мы охватили всех, кто не попал в исследования предыдущих лет. С одной стороны, мы внешним, незаинтересованным взглядом проходимся по тем параметрам, которые характеризуют открытость вуза, представленность и полноту информации. С другой стороны, мы прислушиваемся к тому, как оценивают работу вуза студенты. По каким параметрам студент может оценить вуз? Это не только качество преподавания, качество образовательной программы. Это и дружественные деканаты, дружественный административный блок, через которые и начинается успешное вхождение студента в свою новую реальность. Это важно.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Любовь Духанина рассказала о разрабатываемых законодательных изменениях в процедурах общественной оценки качества образования, и о том, что волнует граждан в сфере социальных учреждений в целом и высшего образования в частности:

— Главное беспокойство заключается в отсутствии простых коммуникаций. Люди часто переживают и дают негативную оценку только потому, что не смогли в нужный момент получить необходимую информацию. И, конечно, не забываем о ключевых показателях качества работы высшего учебного заведения с точки зрения граждан: по проведённому ОНФ полтора года назад большому исследованию, на первом месте стоит трудоустройство выпускников, на втором — качество профессорско-преподавательского состава, на третьем — материально-техническая база.

Председатель совета Ассоциации негосударственных высших учебных заведений России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов отметил, что хотя в перечне лучших образовательных организаций большинство (23 из 38) — негосударственные вузы, в интегрированных показателях впереди филиалы госвузов (например, по готовности рекомендовать вуз знакомым средний балл филиалов 6,9, частных вузов — 5,6).

— Это означает, что есть достаточно много негосударственных вузов, которые оказались в самой нижней части таблицы, — сказал ректор РосНОУ. — Мы про них почему-то вообще не говорим, а это необходимо. Мы выражаем огромную благодарность за то, что делает «Социальный навигатор». Мы очень надеемся, что работа МИА «Россия сегодня» поможет отечественному образованию вернуть те позиции, которые оно занимало во второй половине XX века, — позиции мирового лидера.

Независимая оценка — это действительно одна из необходимых составляющих анализа того, что происходит в нашем образовании. Но хотелось бы всё-таки понять, как это будет учитываться в реальной жизни. Когда мы проводим исследование в одной системе оценок, и говорим: вот это лидеры, а в другой лидеры оказываются в хвосте, то какой смысл это проводить? Наверное, нужно, чтобы в итоговой, самой главной оценке деятельности вуза учитывались как рейтинговые показатели, так и, безусловно, а может и в первую очередь, результаты независимой оценки, та самая обратная связь от общества, о которой мы сегодня говорим.

Организаторы исследования и участники мероприятия согласились, что Владимир Зернов поднял очень важные вопросы.

— Как представитель национального исследовательского университета, я поддержу Владимира Алексеевича: сильных негосударственных университетов немного, но они есть, и их, разумеется, надо поддерживать, — заявил декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров НИЯУ МИФИ Сергей Киреев. — Необходимо задуматься и над тем, как учитывать в дальнейшем результаты подобных независимых мониторингов, потому что в конечном итоге мы работаем не для рейтингов, а для общества, для нашей страны.

Также на мероприятии выступили сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, научный руководитель и председатель правления Национального центра проблем инвалидности Александр Лысенко, директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения РФ Татьяна Семенова, редактор отдела образования и новых технологий газеты «Комсомольская правда» Александр Милкус.

Графическое представление результатов НОКО
(по горизонтали — место вуза, по вертикали — количество баллов)

Как следует из результатов НОКО, 200 лучших вузов находятся в достаточно узком диапазоне оценок (от 75 до 86 баллов); следующие 200 вузов — в диапазоне от 4 до 75.

Статья на МИА «Россия сегодня» https://ria.ru/abitura_rus/20170915/1504862738.html

Запись трансляции мероприятия «Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности в вузах РФ – 2017» https://ria.ru/abitura_rus/20170918/1504995159.html

Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности организаций высшего образования 2017 (по 400 вузам) https://vid1.ria.ru/ig/ratings/NOKO_2017_results.htm


© Российский новый университет