Вузы и рейтинги: нужна ли отечественная версия?

8 июня в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялось рабочее совещание ректоров на весьма злободневную тему: «Ключевые цели и методические подходы создания российского и международного рейтингов университетов».

С основными докладами выступили ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров, академик РАН В.А. Садовничий — доклад «Университеты мирового уровня и международные рейтинги» (.ppt), а также генеральный директор рейтингового агентства «Эксперт РА» Д.Э. Гришанков — доклад «Цели и методологические подходы к составлению российского и международного рейтингов» (.ppt).

Модераторами совещания выступили В.А. Садовничий и главный редактор журнала «Эксперт», председатель комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной палаты РФ В.А. Фаддеев.

Виктор Антонович в своем докладе охарактеризовал позитивные и негативные стороны мировых рейтингов, имеющих сегодня наибольшую репутацию: Шанхайский ARWU (Academic Ranking of World Universities), рейтинг мировых университетов QS WUR (Quacquarelli Symonds World University Rankings), рейтинг мировых университетов THE WUR издания Times Higher Education и производителя деловой и научной информации Thomson Reuters (Times Higher Education World University Rankings), рейтинг Webometrics, с помощью которого вузы сравниваются по степени наполнения их официальных интернет-сайтов, а также находящийся в завершающей стадии проект EC по созданию европейской версии Международного рейтинга университетов — U-Maltirank.

Ректор МГУ отметил, что Шанхайский рейтинг, опираясь на объективные, доступные данные, не связанные с экспертными опросами, имеет высокую репутацию в академическом сообществе. Его минусом, по мнению академика, является нацеленность на сравнение только крупнейших мировых университетов исключительно в научно-исследовательской сфере. А, как известно, в России вузовская наука не связана с фундаментальными исследованиями так, как университетская наука за рубежом.

В свою очередь, рейтинг QS WUR, ориентированный на оценку нескольких сторон деятельности университетов (академическая репутация, восприятие работодателями, научные достижения, уровень интернационализации), основан на результатах глобальных экспертных опросов, которые не всегда пользуются достаточным доверием в академическом сообществе. Рейтинг THE WUR, учитывая исследовательскую деятельность, условия обучения, интернационализацию и коммерциализацию разработок, также базируется на субъективной экспертной информации. При этом, как и предыдущем рейтинге QS, значительный вес имеет оценка цитирования научных публикаций.

Нужно отметить, что рейтинг QS представляет симбиоз с международной наукометрической системой Scopus, а THE WUR — с Web of Science. Как отметил проректор по научной работе РУДН, профессор Н.С. Кирабаев, использование названных систем стоит немалых денег. Поэтому рейтингование с их применением — это поддержка бизнеса конкретных западных компаний, которую не каждый вуз может себе позволить.

Нашлись слабые стороны и у системы рейтингования Webometrics, существенным образом отличающейся от Шанхайского рейтинга и рейтингов QS-THES. Создатели Webometrics в основном ориентируются на оценку результатов научно-исследовательской деятельности лучших вузов мира, отраженной в интернет-пространстве. Однако сегодня деятельность многих вузов, в том числе зарубежных не соответствует своему виртуальному отражению. Хотя идея рейтингования вузов по их интернет-представлению весьма и весьма перспективна и объективна, она нуждается в своем совершенствовании и в более адекватном структурировании в плане представления на сайтах информации о вузах.

Ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов отметил специфику целого ряда российских ведущих вузов, связанных с военно-промышленным комплексом и закрытыми исследованиями в сфере ядерных, космических, ракетных, биологических, лазерных и тому подобных технологий. А специфика проста: открытия мирового уровня, сделанные российскими учеными, доступны немногим — только тем специалистам, кто допущен к «секретам» в той или иной сфере. И не только в Scopus, Web of Science и зарубежных научных изданиях, которые используются в зарубежных системах цитирования, но в российских научных источниках о них нет никакого упоминания. Как учесть всё это, чтобы попасть в топ-университетов мира, пока никто не придумал.

Интересную позицию высказал ректор РосНОУ, профессор В.А. Зернов, один из инициаторов совещания по рейтингам. Он отметил, что мировые университеты, формирующие топ различных рейтингов, — это по своей сути распределенные холдинги, консорциумы, имеющие в качестве учредителей десятки, сотни юридических лиц-компаний. Чтобы быть лидерами в мировом табеле о рангах, по его мнению, в России должно происходить объединение вузов в мощные учебно-научно-инновационные структуры.

Присутствующие выпустили еще немало стрел по поводу объективности-субъективности существующих рейтингов, но консолидированное мнение участников совещания выразилось в короткой формуле: «России нужна своя открытая и логичная система рейтингования, совместимая с мировыми подходами, имеющими историю и сложившуюся репутацию».

В самом деле, если Европейскому Союзу тесно в рамках существующих международных рейтингов и объединенная Европа создает свой U-Maltirank, то почему же Российской Федерации с её десятилетиями складывавшейся системой образования, подготовившей сотни выдающихся ученых, мыслителей, творцов искусства, не пойти на построение своей системы рейтингования, которая учла бы сложность и многообразие образовательных институтов и отличную от мировой связь с научными учреждениями?

И такая работа началась в рамках научно-исследовательского проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования (2011–2013)», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.

РосНОУ выступает в этом проекте и как апробирующая образовательная структура, и как авторитетная экспертная организация. На сегодня сделано уже немало, но самое главное — работа ведется в соответствии с рекомендациями и критериями аудита качества Международной экспертной группы по ранжированию (IREG). А это означает, что результатом проекта будет не какой-то «суверенный самопал», а международно признанный инструмент рейтингования вузов, нужный и абитуриентам, и студентам, и работодателям, и обществу в целом.

Проректор РосНОУ по инновационно-образовательной деятельности,
доктор технических наук, профессор В.А.Минаев


© Российский новый университет