Руководитель Рособрнадзора: Профессиональной квалификацией чиновника должно стать отсутствие собственного мнения

Во вторник, 5 апреля 2011 года, в Российском новом университете (РосНОУ) состоялось совместное заседание двух экспертных советов Комитета Государственной Думы по образованию (по негосударственному сектору образования, по вопросам электронного обучения и информационным технологиям в образовании). На это заседание, посвященное принятым в марте этого года положениям «О лицензировании образовательной деятельности» и «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций», прибыли более 80 ректоров и представителей вузов России. Кроме того, в режиме видеоконференции к мероприятию подключились вузы Санкт-Петербурга, Ростова, Пятигорска и Воронежа.

В работе заседания приняла участие руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Любовь ГЛЕБОВА, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной думы Олег СМОЛИН, председатель Экспертного совета по вопросам электронного обучения и информационным технологиям в образовании Комитета Госдумы по образованию Владимир ТИХОМИРОВ.

С приветственным словом к участникам заседания обратился председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ Владимир ЗЕРНОВ:

— Добрый день, дорогие коллеги в зале и те, кто слышит нас в регионах. Мы благодарны, прежде всего, Любовь Николаевне за то, что она нашла возможность встретиться с нами в этот ответственный период. У нас возникает множество вопросов, некоторые из них мы передали в Рособрнадзор, а некоторые зададим сегодня на нашей встрече. Через неделю мы с вами будем отмечать самый великий послевоенный праздник Советского Союза ― 50-летие полета Гагарина в космос. Нам бы хотелось, чтобы наша система образования и наша сегодняшняя встреча дали бы нам хотя бы долю того оптимизма, который дал тогда полет Юрия Алексеевича.

 

— Я тоже хотел бы присоединиться к благодарности Любови Николаевне за то, что уже второй раз она дает согласие на встречу с двумя экспертными советами при Комете ГД по образованию, — поддержал ректора РосНОУ Олег СМОЛИН. — Как человек, который занимается законодательством, хочу напомнить, что закон, регламентирующий процедуры надзора и контроля в области образования, уже принят. Я не был поклонником этого закона, но он принят, теперь нужно понять, как мы будем жить при новом законе и как минимизировать риски, которые могут в связи с этим возникнуть. Любовь Николаевна, вспоминая нашу предыдущую встречу, хочу отметить, что сногсшибательно позитивное впечатление на всех участников произвела ваша фраза: «Резни не будет». Я надеюсь, сегодня мы услышим не менее ободряющие высказывания.

Любовь Глебова о разломе в образовательной политике:

— Сегодня утром у меня состоялась дискуссия с коллегами, скорее даже не дискуссия, а обмен мнениями. В ходе разговора мы пришли к результату, который может лечь в основу нашей сегодняшней беседы: на самом деле разлом в образовательной политике лежит на осмыслении одного ответа на один вопрос: что мы называем результатом образования? Что такое результат образования для того, кого мы образовываем? Что должно стать результатом — получение профессии и получение такого человека, который способен всю жизнь получать новые профессии? Когда мы придем к общему ответу, я смогу точно вам рассказывать, что оптимизация контрольно-надзорных процедур, направленная на определенный результат образования, заключается в определенных действиях. Мне легко навязывать процедуру, если мы договоримся, по поводу чего будет процедура.

 

Любовь Глебова об оценке качества образования:

В основании подхода к новому закону лежала следующая конструкция: требование к качеству становится основным, поэтому нужно понять, что же такое оценка этого качества. На самом деле полноценного комплекса процедур, которые с разных сторон оценивают качество образования, на сегодня нет. Почему-то с качеством образования связывают лишь одну процедуру ― аббревиатуру из трех букв, которую приличный человек не будет произносить в образовательном сообществе ― ЕГЭ. Но ЕГЭ ― это только одна из множества процедур, которые производятся для оценки качества образования. Вот это маленькое место в системе оценочных процедур заставило общество 10 лет жить в напряжении по отношению к этой теме. Сама по себе оценка своей работы образовательному учреждению настолько необходима, что порождает такой градус внимания общества. Это создает потребность формирования в стране полноценной системы оценки качества образования на всех его уровнях, во всех процедурах, по отношению ко всем объектам исследования.

 

Любовь Глебова о специалитетах:

В силу вступил закон об обязательном переходе на двухуровневую образовательную систему. Для тех, кто начинает обучение после 1 января 2011 года, постановлением правительства определены 111 направлений подготовки, которые можно пройти по специалитету. Всего направлений подготовки около 1000. Те, кто поступил на специалитет в предыдущие годы, могут продолжать, пока не закончат обучение.

Любовь Глебова об отношении к негосударственным вузам:

Не дай бог у какого-нибудь чиновника появится свое отношение к тому, что прописано в законе. Профессиональной квалификацией чиновника должно стать отсутствие собственного мнения. У меня не может быть никакого личного отношения, поскольку здесь оно не нужно. Все правила, которыми мы руководствуемся в своих процедурах, одинаковы и для государственных, и для негосударственных вузов. Насколько я знаю, место некоего разлома лежит в другом месте ― в сфере возможности или невозможности использовать государственные ресурсы в деятельности образовательных учреждений. По моей линии, линии контроля надзорных процедур, такого источника разлома нет.

 

Любовь Глебова об общественной аккредитации:

Новый закон отличается тем, что дает возможность (не обязательность, а возможность!) учитывать результаты общественной аккредитации в государственной процедуре. Хотим мы этого или не хотим, общественная профессиональная аккредитация стоит денег, а это отношения между тем, кого проверяют, и тем, кто проверяет. И узаконить обязательность такой меры — значит обмануть ожидания и отступить от концепции того, что мы называем оптимизацией контрольно-надзорной деятельности. Общественная аккредитация — это выбор образовательного учреждения, а не обязательность.

Любовь Глебова об итогах заседания:

Я сейчас напиталась таким количеством оптимизма, что это действительно сравнимо с ощущением оптимизма после полета Гагарина в космос.

Ксения САМОЙЛОВА


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика