Модернизация России: есть ли потенциал?

15 ноября 2011 года в Российском новом университете (РосНОУ) прошла молодежная конференция «Социально-гуманитарный потенциал модернизации России». Конференцию организовал Российский новый университет по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.

Проректор по научной работе РосНОУ, кандидат физико-математических наук, профессор Евгений Палкин приветствовал участников мероприятия, отметив, что тема конференции очень важна, — нужно определиться, есть ли потенциал модернизации России или его нет, и если есть, то какое направление наиболее оптимально.

— Снижение качества профессионального образования и дефицит кадров обусловлены ухудшением учебного процесса, плохой сопряженностью обучения с реальными запросами производства и слабой готовностью выпускников к практической работе, — указала доктор экономических наук, профессор Майраш Токсанбаева (Институт социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук) в докладе «Модернизация в сфере занятости: проблемы и ограничения». — В результате дефицит кадров проявляется не только в малопривлекательных сегментах, но и в престижных видах деятельности из-за трудностей подбора подходящих сотрудников. Например, в 2008 году количество вакансий в финансо-риэлторском сервисе было выше, чем в среднем по экономике.

Несопряженность профессиональной структуры выпускников со спросом на рынке труда приводит к тому, что подчас некем замещать естественно выбывающие кадры. Прежде всего, это относится к специальностям инженерно-технического профиля и к квалифицированным рабочим.

Что касается профессиональной подготовки рабочих, то она буксует еще на стадии привлечения к обучению, — в силу неблагоприятных условий и режимов рабочего труда молодежь делает выбор в основном в пользу других профессий. Уделом учреждений начального профессионального образования является весьма пассивный контингент, который к тому же не горит желанием работать по специальности. Неудивительно, что многие работодатели отказываются от приема выпускников профессиональных училищ и занимаются поиском опытных кадров, усугубляя тем самым проблему дефицита рабочих.

В числе факторов, усиливающих дефицит кадров, Майраш Токсанбаева назвала также ранний возраст выхода на пенсию и слишком большое число обучающихся в вузах, выпускающих все больше невостребованных специалистов.

Старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН, кандидат экономических наук, доцент Юлия Наумова выступила с докладом «Средний класс: вопросы идентификации»:

— В массовом российском сознании прочно укрепилось представление о среднем классе как о классе потребителей, где доминирует один критерий — покупательная способность. Обычно подразумевается прослойка населения, которая имеет стабильный доход, позволяющий приобрести новый автомобиль, дом или квартиру, бытовую технику, раз в год съездить отдохнуть. Согласно этой трактовке в России (без учета Москвы) численность среднего класса в 2010 году составляла 14%, хотя до кризиса она достигала 19%.

В Москве на долю среднего класса приходится около 32% населения (накануне кризиса — 35%). Основу «середняков» составляют бюджетники, чиновники и офисные работники — не самые богатые, но обеспеченные люди, имеющие доход примерно 1500 – 2000 евро в месяц. Для сравнения, в Германии к среднему классу (1500 – 3500 евро в месяц) относят 54% населения, в США (2000 – 8000 долларов в месяц) — 45%.

Заслуживает внимания тот факт, что по данным социологических опросов более половины населения (54 – 55%) идентифицируют себя как средний класс. Необоснованно причисляя себя к относительно благополучной группе, люди тем самым пытаются, пусть даже психологически, приблизиться к уровню «достойной жизни».

В мировой практике в число признаков среднего класса, помимо уровня дохода обеспеченности, входит профессиональный статус. Уже в 1940-е годы в США, с подачи Ллойда Уорнера, в так называемый «нижний» средний класс стали включать служащих и квалифицированных рабочих. В Японии обязательным условием вхождения в средний класс, наряду с экономическим и политическим, выступает культурный критерий, который включает уровень образования, стиль и образ жизни, степень доступа к информации и знаниям, приверженность культурным и религиозным ценностям, привычка читать газеты и регулярно слушать последние известия, наличие таких ценностей, как трудолюбие, ответственность за свои поступки, психология.

Для определения границ и численности среднего класса в России в начале 2000-х годов отслеживался широкий спектр социальных характеристик среднего класса: отношение к реформам, социальное самочувствие, политические представления и так далее. Однако в последующие годы число упоминаний об активном гражданском участии при создании образа «среднего класса» в СМИ значительно снизилось. Более того, сейчас политическая аморфность и индифферентность по сути пропагандируется как важная положительная черта «занятого делом» среднего класса.

Современные исследователи предлагают рассматривать средний класс как массовую прослойку развитого индустриального общества, которая включает всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов — одним словом, людей интеллигентных профессий, в том числе преподавателей, учителей, менеджеров среднего звена. Признак профессионализма и соответствующего уровня образования позволяет выделить социальную группу активного, ответственного, образованного и способного к переобучению населения.

— Согласно Стратегии развития РФ до 2020 года, через девять лет средний класс в России будет составлять более 50% населения, — отметила Юлия Наумова. — Вместе с тем, по мнению многочисленных экспертов, даже в случае успешного развития страны по инновационному сценарию к 2030 году российский средний класс составит только 35-40%.

 

— Нам нужна не просто модернизация, нужна системная модернизация, охватывающая все сферы жизни, социальная модернизация, целью которой является не только индустриализация, — заявил директор Института социологии РАН, доктор философских наук, профессор Михаил Горшков, выступая с докладом «Человеческий потенциал модернизации». — Сегодня в российском обществе достаточно мощный фундамент поддержки модернизации, три четверти воспринимают модернизацию положительно.

По данным опроса, проведенного Институтом социологии РАН, 41% респондентов уверены, что ключевой идеей модернизации должно стать обеспечение равенства всех перед законом, 28% — борьба с коррупцией, 31% — обеспечение социальной справедливости.

Четверть населения страны верит в возможность выведения страны на качественно новый уровень развития в ближайшие 10 лет. При этом более 60% полагают, что в будущем Россия может стать ведущей страной мира.

— Россияне видят роль государства и общества в социальном управлении, — отметил Михаил Горшков. — Что такое государство для наших сограждан? Это, прежде всего, «вождь», который ставит цели, указывает способы их достижения и ведет за собой. 88% россиян одобряют институт частной собственностью, однако доля сторонников классической рыночной экономики, где роль государства минимальна, не превышает 10% россиян. Оптимальный вариант развития экономики — смешанный, с доминирующей ролью государства.

Таким образом, формируется социальный заказ на активную роль государства в жизни людей. Наши сограждане предпочитают жить в обществе социального равенства (2/3 россиян) и поддерживают общество равных возможностей, а не равных доходов. От государства ждут активной политики в социальной сфере, где предоставляются всем равные возможности и минимальная социальная гарантия.

— Стремление стать богатым за последние годы не выросло, — подчеркнул директор Института социологии. — Для наших сограждан важно прожить жизнь честно и быть не хуже других. Все хотят спокойной жизни в достатке, возможности заниматься любимым делом. Идеальная модель жизни для россиян — наличие семьи, детей и друзей. Именно в таком порядке. Однако есть женщины-карьеристки, которые хотят взять от жизни все, и таких 16%.

Как ни парадоксально, почти 60% россиян говорят, что им нравится жить в постоянно меняющемся мире. Огромен интерес к дополнительному образованию как к механизму изменения образа жизни, очень большой запрос на новое качество жизни, много энергии направляется на личную самореализацию. По данным Института социологии РАН, в течение прошлого учебного года профессиональную переподготовку прошли более 5 миллионов человек. При этом лишь четверть российского населения признали удовлетворительными существующие возможности получения желаемого образования.

Низок уровень политической заинтересованности россиян. Сейчас хоть какой-нибудь интерес к политике проявляют 18%, а активное участие в политической жизни принимают лишь 3% взрослого населения. За последний год 33% потеряло интерес к политике. Выросло поколение людей, которые ничего не ждут от власти и общественных организаций, они живут в так называемом автономном режиме. Даже выборы воспринимаются как формальность, неважно кого и как выбирают.

В настоящее время уровень включенности в общественную жизнь, которая в западных странах является фундаментом жизни, в России низок. В стране сформировалось общество потребления, и альтруистические мотивы социального действия подавлены. Тем не менее, на фоне снижения интереса к большой политике, идет рост интереса к самореализации в малых общественных группах (защитники Химкинского леса, объединения обманутых вкладчиков, комитеты жильцов многоквартирных домов и так далее).

Таким образом, ключевая цель модернизации России — формирование общества равных возможностей, нахождение способов перевода частных интересов в общезначимые, согласование интересов крупного бизнеса с обществом.

— В науке и в обществе территориальный аспект модернизации не затрагивается, — отметил в докладе «Социально-экономический потенциал модернизации российских территорий» заместитель директора Института социально-экономического развития территорий РАН, кандидат исторических наук Константин Гулин. — В числе основных препятствий к осуществлению модернизационных преобразований можно назвать недостаточно высокий уровень ВВП на душу населения в большинстве регионов РФ, значительный износ основных фондов, низкий уровень инвестиций в основной капитал, недостаточное финансовое обеспечение науки и научных разработок, низкая степень инновационной активности (и, как следствие, низкая наукоемкость производства), неравномерность расселения трудовых ресурсов, создающая трудоизбыточные и трудодефицитные регионы, низкий уровень ожидаемой продолжительности жизни, старение населения, высокий уровень социально-экономической дифференциации населения.

По всем выделенным проблемам наблюдается значительная региональная дифференциация, затрудняющая осуществление инновационных преобразований в Российской Федерации.

— С гуманитарной точки зрения проблема конкурентоспособности связана, прежде всего, с тем, насколько продуктивной является действующая система мотивации экономических субъектов, стихийно складывающаяся в конкретной институциональной среде или целенаправленно формируемая правительством, — заявил заведующий лабораторией Института проблем рынка РАН, кандидат экономических наук Александр Большаков в докладе «Гуманитарный аспект модернизации российской экономики». — Мерой эффективности мотивации выступает, например, уровень производительности труда.

Социально-гуманитарный потенциал развития экономики — это возможность наращивания экономических выгод за счет использования имплицитных каналов коммуникации между экономическими субъектами, прежде всего таких, которые имеют кросскультурную подоплеку. С точки зрения перспектив развития промышленности речь может идти о восстановлении нарушенных хозяйственных связей в формате СНГ или Евразийского союза. Гуманитарный фактор — один из важнейших в деле развития отношений сотрудничества в формате СНГ, а важнейший параметр этого сотрудничества — наращивание научно-технических связей при сохранении тех преимуществ, которые имела и имеет Россия в сфере инновационного развития экономики.

— С 2004 года мировые инвестиции в развитие экологически чистой энергетики выросли почти впятеро и в 2010 году составили 243 миллиарда долларов, — отметил заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, доктор экономических наук, профессор Борис Порфирьев в докладе «Модернизация развития и “зеленая” экономика: зарубежный опыт и перспективы для России». — В 2008 году расходы на НИОКР в области энергетики в США составили 6 миллиардов 678 миллионов долларов, в Китае — 14 миллиардов 772 миллиона долларов (по паритету покупательной способности), в России же — лишь 1 миллиард 45 миллионов долларов.

— В модернизации российского общества многое зависит не только от усилий в научно-технической и экономической сферах, но и от оздоровления общественной среды, от духовной и нравственной компоненты развития нашей цивилизации, — отметил советник РАН, академик РАН, доктор экономических наук, профессор Олег Богомолов в заключительном пленарном докладе «Неэкономические проблемы модернизации экономики России». — Душевное и идейное состояние людей не может не влиять на их общественное и трудовое поведение.

Завершил конференцию стратегический диспут «Модернизация России: социально-гуманитарные измерения».

Российский новый университет вел прямую интернет-трансляцию мероприятия.

 

 

 

   

 

 

 

In English >>>


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика