Ректор РосНОУ принял участие в парламентских слушаниях в Госдуме

21 ноября 2017 года в Государственной думе РФ состоялись парламентские слушания «О стратегическом планировании развития образования в Российской Федерации».

В мероприятии приняли участие депутаты ГД РФ, руководители Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзора и других ведомств, ректоры вузов, директора школ, другие работники образования.

Открывая слушания, глава комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов заявил, что от того, как российская система образования и науки будет адаптироваться к новым реалиям, к стремительному развитию знаний и технологий, зависит конкурентоспособность нашей страны на международной арене.

По данным Вячеслава Алексеевича, в этом году консолидированный бюджет на образование составляет 3,2 триллиона рублей. В соответствии с уже принятыми поправками эта цифра будет расти, и к 2020 году она достигнет 3,8 триллиона.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова рассказала о перспективных проектах, которые Рособрнадзор планирует реализовывать в течение ближайших лет:

— Прежде всего, это единая система оценки качества образования. Россия активно участвует в международных исследованиях качества образования, и для нас важно, чтобы их результаты анализировались и применялись для корректировки, прежде всего, региональной политики в сфере образования, чтобы они стали основой для выполнения стандартов подготовки кадров в педагогических вузах, — подчеркнула Наталия Александровна. — В этом году поднята проблема объективности вручения медалей и вопросы, связанные с прозрачностью процедуры проведения всероссийских олимпиад, — для нас важно, чтобы существовала объективная оценка качества образования.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Олег Смолин назвал стратегию образования «вопросом национальной безопасности» и поддержал инициативу по введению профессиональных экзаменов для выпускников вузов.

— Вопрос стратегии образования — это не так называемая «социалка», к которой иногда относятся с лёгким пренебрежением, а вопрос национальной безопасности, будущего страны, — заявил Олег Николаевич. — Прямая связь между образованием и модернизацией страны доказана давно. Экономика царской России была шестой в мире, в советский период — второй (18% от мирового ВВП), сейчас наша экономика находится на 12 месте (1,7% мирового ВВП, по данным Всемирного банка). Однако двенадцатая экономика не может долго содержать вторую армию. Нужно развивать экономику, ключевым фактором развития которой является образование.

Специалисты разных областей сходятся во мнении: для модернизации страны её расходы на образование должны составлять 7% от ВВП (сейчас около 3,5% — Прим. ред.). Ещё одна важная задача — дебюрократизация. Российский учитель — мировой рекордсмен по времени, которое он тратит на различные бюрократические процедуры. В качестве эксперимента мы предлагаем освободить от процедур, связанных с аккредитацией, те вузы, выпускники которых успешно сдают профессиональный экзамен. Эта концепция лежала в основе закона об образовании 1992 года и, думаю, её поддержали бы многие ректоры.

Ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Алексеевич Зернов рассказал о недостатках российского законодательства, препятствующих деятельности предпринимательских университетов, и подчеркнул необходимость развития государственно-частного партнёрства:

— Я совершенно согласен с тем, что стратегическая задача образования — обеспечение конкурентоспособности экономики страны, и что существует проблема нехватки ресурсов, — отметил Владимир Алексеевич. — Но существует и другая проблема: эффективность использования имеющихся ресурсов. Мы на всех уровнях активно говорим о необходимости развития предпринимательских университетов. Однако что получается на практике? Недавно у нас в гостях была делегация из Бразилии, мы договорились о поставке наших высокотехнологичных разработок, но не можем этого сделать. Причина — 284-я статья Налогового кодекса, согласно которой доля доходов университета от научной, исследовательской, инновационной деятельности не должна превышать 10 %. Разве это стимулирует развитие? Такие парадоксы необходимо устранить, иначе ни о какой конкурентоспособности на международной арене не может быть и речи.

Россия — единственная страна бывшего соцлагеря, где нет практически никакой государственной поддержки частного высшего образования. Как университету развиваться и совершенствовать материальную базу, если неподъёмные налоги на землю душат его в зародыше? Поэтому в России появление своего Стэнфорда, к сожалению, невозможно. А вместе с тем достаточно посмотреть на авторитетные международные рейтинги, чтобы увидеть, что верхнюю часть любого из них составляют вузы частной формы учредительства, в которых эффективность использования ресурсов гораздо выше.

Нам необходимо разработать программу государственно-частного партнёрства, тщательно пересмотреть критерии национальных рейтингов, которые зачастую противоречат мировым, а также озаботиться экспортом российского образования, в первую очередь — в страны бывшего СССР, они должны стать областью наших приоритетных образовательных интересов.


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика