«Дискриминация негосударственных вузов мешает успешному развитию российской высшей школы»

3 октября в Российском новом университете (РосНОУ) состоялось совещание руководителей учреждений негосударственного образования, посвященное состоянию законодательства о негосударственном образовании и перспективам его совершенствования.

Открыл мероприятие председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов:

— Недавно состоялось заседание у директора Департамента государственной политики в образовании Игоря Реморенко, на котором ректоры многих вузов обсуждали принятие поправок в закон об образовании. Все были согласны с тем, что конкурентная среда должна быть, но никто не хотел появления конкурентов. И неудивительно — ректоры госвузов объяснят не могут объяснить, почему они не набрали студентов на бюджетные места, а негосударственные набрали. Сейчас есть десятки частных университетов, у которых средний ЕГЭ поступивших превышает 70 баллов за предмет. В Южном федеральном округе самый дорогой вуз — негосударственный. Это еще раз доказывает, что негосударственные вузы конкурентоспособны, а значит, их дискриминация мешает успешному развитию российской высшей школы в целом.

Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина:

— Нынешний состав Госдумы новый закон об образовании обсудить уже не успеет. Но Владимир Алексеевич совершенно правильно говорил о том, что два сюжета из нового закона могут быть внесены как изменения в действующий закон. Мы надеемся, их признают приоритетными и примут этим составом думы. Это закон о передаче финансирования дошкольного образования на уровень субъекта Федерации и закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления имеющим государственную аккредитацию образовательным учреждениям среднего профессионального и высшего профессионального образования контрольных цифр приема граждан на обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ)». Здесь речь идет, в первую очередь, о доступе негосударственных образовательных учреждений к госзаказу. Это касается не только высшего образования, но дошкольного и школьного образования.

Что касается третьей версии законопроекта «Об образовании», построенного в логике, когда студент поставлен во главу угла, то она не противоречит этим двум изменениям, просто все мы понимаем, что этот закон в целом гораздо более сложный и требует множество согласований и обсуждений. Первые же два закона, как очень важные, могут быть приняты уже сейчас.

Ректор Курского института менеджмента, экономики и бизнеса Галина Окорокова:

— Мы решили внести на заседание Общественной палаты вопрос о «Роли негосударственного сектора образования в инновационном развитие страны». Отправляйте свои предложения на этот счет, ведь только так мы сможем услышать, как со стороны выглядит наш сектор, и что о нас думают государственные вузы.

Ректор Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права Евгений Миннибаев:

 

— Первые лица государства подчеркивают, что у нас много слабых вузов и в случае принятия этого законопроекта они останутся за бортом. Этот закон приведет к отмиранию не только некачественного негоссектора, но и многих государственных вузов, не справляющихся со своими задачами. Тотальная монополия ведет к торможению развития, а ректор МГУ Садовничий до сих пор всем обещает, что будет отстаивать права государственных вузов.

Ректор Дальневосточного института иностранных языков Татьяна Лаптева:

— Мы с вами самые инновационные в стране: сами себя организовали, сами здания построили, студентов учим и не хотим сравнивать себя с государственными вузами, ведь именно у них «мертвые души», у них происходят проблемы с ЕГЭ. А еще мы самые государственные люди из всех государственных, мы знаем законы лучше них самих.

Заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олег Смолин:

— Образовательная организация налогов платить не должна — это важный шаг к конкуренции в этом секторе. Налогообложение образовательных учреждений приводит к повышению платы за обучение и нарушает принцип равенства условий деятельности государственных и негосударственных учреждений. Необходимо доступное образовательное кредитование, предусматривающее возможность получения всеми нуждающимися образовательного и социального образовательного кредитов, при этом ставка по кредитам должна быть на уровне половины ставки рефинансирования ЦБ РФ, а срок погашения кредита составлять не менее 20 лет. В пояснительной записке к обсуждаемого законопроекта предполагается, что в негосударственные вузы будет распределен лишь 1% всех бюджетных мест. Понятно, что это не равенство, а больше имитация равных возможностей. Но, тем не менее, это шаг вперед. Я как заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы сделаю все возможное для поддержки негосвузов — в стране могут быть негосударственные вузы, но не может быть негосударственных студентов или негосударственных преподавателей.

 По итогам совещания его участники пришли к единодушному выводу: единственное препятствие к созданию в российском образовании конкурентной среды — боязнь слабых госвузов потерять бюджетные места, обеспечить которые качественным образованием они не в состоянии.

Текст: Елена Королева

Фото: Екатерина Сергеева


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика