Инженерное образование нужно начинать с прошлого…

Блуждая по современному, грандиозному музею техники в Берлине, невольно приходишь к мысли: а почему бы в России хоть немного не отвлечься от продвижения столицы на юго-запад, политических переводов часов, уже начавших развлекать население, перманентных псевдореформ в образовании и других сомнительных начинаний?

И построить памятник Будущему — Музей отечественной техники и технологий, советской и российской.… А ведь у нас есть о чем рассказать и главное, показать: первый паровоз Черепанова и первый радиоприемник Попова, чудо-протезы доктора Илизарова и вертолет Сикорского (к сожалению, как и многие другие наши гении, реализовавшего свои идеи в Америке). И…

Так что же не так? Чего не хватает? Есть же музеи, посвященные великолепным достижениям советско-российских ученых и инженеров. Это и Невьянская башня, построенная в уральском городке купцом Демидовым; и Музей стекла в Саратове; и Музей космонавтики в Звездном; и Музей ВВС в Монино; и музей Первого полета человека в космос в Гагарине. Политехнический музей даже не в счет.

Всё так, в России огромное число интереснейших научно-технических музеев. Но почему в Берлинском — толпы народа и светящиеся глаза ребят-школьников и студентов, продолжателей славных научно-инженерных традиций Германии? А в российских — скрипящие половицы, сонные служители и вечная нехватка средств?

Думаю, не сделаю открытия, сказав, что будущее техники и технологий любой страны начинается со сбережения и своевременного донесения до сменяющих нас поколений великой отечественной истории научно-технических достижений. А для этого в первую очередь необходимо думать не о комфорте размножающейся как опята в осеннем лесу многочисленной армии чиновников, в том числе от образования, а озаботиться о построении толковой, работающей на будущее научно-образовательной сферы страны музейной инфраструктуры, отражающей передовую инженерную мысль наших предков. И миллиарды бюджетных средств тратить эффективно — с расчетом на интеллектуальную отдачу новых поколений.

Вот тогда, как в Берлине, детей — будущих авиаторов не оторвать будет от физических опытов с ветром, детей-мореходов от изучения гидродинамических явлений, а детей-железнодорожников от моделей новых мостов и бесшумных рельсов. И гиды, как в столице Германии должны быть научно-инженерно подкованы, толково и увлекательно рассказывая о достижениях прошлого, при этом грамотно используя мультимедийную технику и образное представление физических явлений.

То есть должно быть как в хоккее: чтобы создать великую команду мастеров, необходимо в каждом дворе заливать хоккейную площадку, задумываясь о спортивном будущем молодежи с детства.

Конечно, можно долго говорить и об истории российской техники, начав с телескопа Ломоносова и дирижабля Циолковского, продолжив квантовым генератором Басова-Прохорова, акустоэлектроникой Гуляева и неидеальной плазмой Фортова. Но лучше не говорить, а делать. И громадные конкурсные средства тратить не на конференции об инновациях, а на реальную поддержку школы будущих инноваторов, ученых и инженеров, в том числе на музейный сервис в области инженерии и технологий, если хотите. И проблема инженерных кадров в России исчезнет довольно быстро, когда российские кулибины будут находить высоко оцененную работу у себя дома, а не за бугром, где и так всё неплохо.

Посмотрите, как строится и технически развивается «кризисная» Германия. Потому что там думают о смене поколений техников и инженеров. Только при таком подходе мы завтра забудем о дефиците инженерно-технических работников мирового уровня. Да, немцы — прекрасные инженеры, и система Берлинского университета имени А. и В. Гумбольдтов, славящегося своими школами в области естественных и точных наук, много дала российской системе образования. В университете работали Эйнштейн и Шрёдингер, Планк и Гельмгольц, отсюда вышли три десятка нобелевских лауреатов.

Но не возникал ли у читателя вопрос, почему немецкое инженерное образование не смогли разрушить ни две мировые войны, ни послевоенная разруха? А наша перестройка и постоянная реформомания запихали инженерное образование на обочину мирового прогресса? Да потому, что мощная интеллектуальная база, заложенная основателями немецких университета, смогла слаженно и четко работать в новейшей системе образования, рассчитанной на гармонию учебного и исследовательского процессов.

А у нас, по образному выражению академика Гуляева, ученые и инженеры не могут достучаться до инвесторов. Ну, не их это дело, они мало смыслят в вопросах бизнеса! Их задача — передать потомкам вкус и дух инженерной науки, а также умение мыслить не хуже. А для этого нужна специальная государственная программа, позволяющая, как в Германии, мотивировать будущих инженеров.

Вот на такие размышления натолкнул поход в Немецкий музей техники в Берлине. Видимо, чаще нужно бывать и нашим руководителям образования в таких местах. А лучше — создать такие островки инженерного триумфа в России. Очень способствует точности и логичности мышления. А оно, такое мышление, ох как кстати на сегодняшнем этапе развития образовательной системы России. Да, осень в Берлине заставила крепко задуматься.

Проректор по инновационно-образовательной деятельности РосНОУ,
доктор технических наук, профессор В.А. Минаев


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика