Вот это были инноваторы!

Инновации всегда играли решающую роль в развитии любой страны, были ее двигателем, катализатором. Но почему-то в современной России внедрению и продвижению инноваций уделяется очень мало внимания. Если раньше: не внедрил — расстрел, то чего же мы боимся сейчас? Максимум, чем нам могут грозить смелые шаги — увольнение с работы. Но без риска нет и успеха. А как было раньше? Вспоминаю, студентами, мы были в Жуковском, и нам рассказали такой эпизод: после войны ЦАГИ посетила группа ведущих авиаконструкторов мира. В том числе были представители из Германии. И когда им наши девушки в военной форме, в сапогах, показали, как изменяются параметры самолета после продува в аэродинамической трубе, они не поверили своим глазам. Все оказалось так просто, только благодаря тому, что русские Иваны придумали это устройство, самолетостроение в России сделало обгоняющий рывок. Это, переводя на современный язык — великолепный образец инновационного подхода к решению важной научно-технической задачи.

Хочется вспомнить еще один пример — из истории создания танков «Т-34» и тяжеловеса «ИС», вызвавшие страх у врага и искреннее удивление у наших союзников во время Второй мировой войны.

«Т-34 превосходил все другие типы танков» (Признание немецкого генерала Зенгер-унд-Эттерлина).

«Т-34 показал нашим, привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности» (Заявление немецкого генерала Шнайдера).

«Наиболее замечательный образец наступательного оружия второй мировой войны» (Оценка немецкого генерала Меллентина).

«Их Т-34 был лучшим в мире» (Слова немецкого генерал-фельдмаршала Клейста).

Английский военный историк, танкист, воевавший в Италии, Дуглас Орджилл писал: «…танк Т-34. Он был детищем не внезапного наития гения, а трезвого здравого смысла. Своим рождением он был обязан людям, которые сумели увидеть поле боя середины ХХ столетия лучше, чем смог это сделать кто-нибудь другой на Западе. Творческая инициатива, проявленная конструкторским бюро М. Кошкина на харьковском машиностроительном заводе в 1939 году, была призвана изменить историю войны, и тем самым историю Европы и всего мира"

История массового появления этого необыкновенного танка на полях войны столь же необыкновенна. Тогдашний секретарь Челябинского обкома КПСС Николай Семенович Патоличев, Богом отмеченный менеджер, вспоминает, как перед эвакуацией одного из заводов подмосковной Электростали на Урал, под Челябинск его наставляли в Центральном комитете. Строительство нового завода по своей срочности и важности не сравнимо ни с чем. Нужно в исключительно короткие сроки построить и пустить завод качественной металлургии — металл необходим всем. Помимо семи основных цехов предстояло возвести множество вспомогательных сооружений, железнодорожные пути, паропровод, электрические линии.., а затем смонтировать 7700 тонн сложного технологического оборудования. Начинали на голом месте при 40 градусном морозе. Работали круглые сутки, первые дни грелись и спали у костров, их было сотни и горели они круглосуточно. Только спустя месяц построили бараки.

Первый серийный Т-34 сошел с конвейера через 34 дня (!) после начала работ. Через год их было изготовлено более 5 000. Как такое стало возможным? Оказывается, пока демонтировали оборудование в Электростали, пока тянулись эшелоны к Уралу, на огромной площадке в поселке Чебаркуль были размечены контуры будущих цехов и сооружений, а внутри их обозначили места, где должны стоять станки, прессы, молоты. Одновременно с закладкой фундаментов зданий бетонировали основания под оборудование. Конвейер был запущен под открытым небом, крышу наводили уже тогда, когда с него сходили грозные «Т-34».

«Эти домны святы. — Говорю, понимая, — Приносить бы цветы им Девятого мая». Ясно, что Магнитогорский поэт Михаил Львов, воспел не «железо», а железных людей, создавших в немыслимых условиях и в немыслимо короткий срок сложнейший металлургический комплекс, названный впоследствии Танкоградом.

Но высшим успехом советских танкостроителей в годы войны, по утверждению Н. Патоличева, были тяжелые танки «ИС». Появление этого «высшего успеха» было авантюрно от начала и, практически, до момента постановки на поток. Дело в том, что в специальном постановлении Государственного Комитета Обороны (ГКО) о производстве «Т-34» строго указывалось, чтобы всё внимание конструкторов и технологов было сосредоточено исключительно на выпуск этих танков и ни на какие другие цели не отвлекалось. Но однажды, когда с конвейера исправно сходила машина за машиной, к секретарю обкома пришла группа конструкторов и заводчан и попросила содействия в нарушении строгого постановления ГКО дать добро на работу над новой машиной. Оказывается, конструкторы уже разработали более нужную, на их взгляд, для наступательных боев тяжелую, но достаточно быстроходную и непробиваемую машину, с башней обтекаемой формы, машину способную поражать сверхтяжелые немецкие «Тигры» и «Пантеры» и самоходные пушки «Фердинанд». Конструкторы работали с оглядкой на постановление ГКО в строжайшем секрете. Затем они вовлекли в тайное дело технологов, затем руководство завода и вот пришло время идти дальше — совращать секретаря обкома, поскольку только он мог выступить защитником перед высшей властью. И вот что было решено. Изготовить, так же тайно, три машины, испытать их, и только уже после этого обратиться непосредственно к человеку, который мог понять и оценить риск отступления от буквы закона. Танки испытывали по ночам в степи, днем вносили коррективы, «обсасывали» модели до совершенства. И когда машины были совершенно готовы, на их счастье, (думаю совсем не случайно) на завод приехал нарком танкостроения Вячеслав Александрович Малышев. Он, конечно же, не поверил на слово. Придирчиво изучил чертежи, затем также придирчиво изучил машины, потом сам испытал один танк в степи, и, собрав команду — директора Танкограда И. М Зальцмана, конструкторов С.Н. Махонина и Ж.Я. Котина, на своем самолете увез в Москву. Сообщение министра и заводской команды было немедленно заслушано на Политбюро и через несколько дней принято постановление о массовом производстве нового танка.

Из книги В.Зернова «Исполин ушедшего века»

Когда мы говорим о Великой отечественной войне, совершенно логично возникает тема патриотизма. Но этого замечательного качества, без которого не может быть гражданина вообще, оказывается недостаточным. Чтобы быть Гражданином с большой буквы к нему еще нужно приложить знания, умения, профессионализм, эрудицию в сфере своей деятельности.

Поэтому то, что мы переломили ход второй мировой войны и в этом переломе немалая доля господства в воздухе, в танковых и артиллерийских баталиях, безусловно, сказали свое веское слово патриотические чувства и умение быстро научаться, ставить на службу достижения науки и техники. Со времен Петра Великого европейцы, удивлялись способности нашего народа к обучению. Война это подтвердила. Ведь в кратчайшие сроки была создана громадная научно-техническая база, и были созданы образцы военной техники, до сих пор удивляющие весь мир.

В.Зернов


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика