Международная деятельность Российского нового университета: что за горизонтом?

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ, ТЕКУЩИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД СО ВСЕЙ ОЧЕВИДНОСТЬЮ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ, ЧТО МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТАЛИ ВАЖНЫМИ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ РОССИЙСКОГО НОВОГО УНИВЕРСИТЕТА. А КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ НУЖНО ЕЩЕ РЕШИТЬ, ЧТОБЫ ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО НЕ ПЕРЕЧЕРКНУЛО НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ?

Позвольте разбить ваш вопрос на две части — об успехах и о проблемах.

Определенные успехи на поприще международной деятельности у РосНОУ как у классического университета имеются. Во многом это является результатом эффективной работы Центра международного образования (ЦМО), созданного в 2003 году с целью продвижения университета на международный рынок образовательных услуг.

В ЧЕМ ЭТО ВЫРАЗИЛОСЬ КОНКРЕТНО?

На конец 2011 года только количество иностранных студентов, обучающихся по очной форме, составило 750 человек. Всего же за прошедшие годы в РосНОУ прошли обучение около 1700 иностранных граждан: из них более 700 в колледже РосНОУ; на подготовительном отделении для иностранных граждан — более 500, на факультетах университета более 300 человек; участвовали в стажировочных программах около 40 человек, в «летних школах» — 70 иностранных граждан. В этом же году половина-студентов очников — иностранцы.

ОТКУДА ЖЕ К НАМ ЕДУТ УЧИТЬСЯ?

В университете прошли или проходят обучение граждане из 26 стран мира: государств СНГ, стран Балтии, Польши, Германии, КНР, Вьетнама, Ирана, Индии, Мьянмы, Турции, Нигерии, Сербии, Черногории, Камеруна, Бразилии, Албании, Марокко, Эквадора и других государств.

А ДЛЯ ЧЕГО ВСЕ ЭТО НУЖНО РОСНОУ? ВЕДЬ ЕСТЬ ЖЕ БОЛЕЕ СПОКОЙНЫЕ ВАРИАНТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ВУЗОВ…

Такие варианты — не для нас. Хочу подчеркнуть — неплохие статистические показатели по количеству иностранных граждан на фоне сокращения количества российских абитуриентов доказывают особую необходимость работы по дальнейшему привлечению иностранных граждан на обучение в университет. К тому же следует учитывать, что в международных рейтингах одним из важнейших параметров оценки деятельности вузов является доля иностранцев в общем количестве студентов. А у РосНОУ на этот счет хорошие амбиции — стать первым среди негосударственных вузов России, который закрепится в топовых позициях признанных в мире рейтингов.

ВЕРНЕМСЯ К ВТО. ЧЕМ НАМ ЭТО ГРОЗИТ?

Вступление России в ВТО грозит и РосНОУ, и другим учебным заведениям России, по крайней мере, тремя неприятными факторами.

Во-первых, многие зарубежные преподаватели, которых кризис выдавил за ворота их учебных заведений, ждут, не дождутся, когда же наша страна оформит с ВТО окончательный брак. Не скрою, в университет уже поступили несколько резюме из-за рубежа. Эти преподаватели прекрасно знают английский и ведут на нем актуальные для нашего вуза программы. Будем принимать решения по эти претендентам. Тем более что многие студенты из-за рубежа приехали бы к нам учиться, предоставь мы им такие программы. По крайней мере, студенты из Индии и Китая хотели бы поучиться в России новым информационным технологиям, методам защиты информации, из Турции — русскому языку и специфике туристского обслуживания россиян (не имея ввиду наши «совковые традиции»).

Во-вторых, прямые угрозы набору в российские вузы представляют широко открытые двери в зарубежные учебные заведения. У них там дешевле целый ряд актуальных учебных программ, к тому же дотируемых государством. Правда, и нашим студентам нужно знать английский. Но таков уж современный мир. Без языка — никуда. Думаю, немало наших ребят выберут вузы по душе и за рубежом.

В-третьих, наших преподавателей также ждут зарубежные университеты. Я был недавно на Кипре. Там в дефиците — преподаватели естественнонаучных дисциплин, психологии, медицинской науки.

Вот вам и ВТО! Поэтому позиционирование Российского нового университета в качестве высшего учебного заведения с активной международной позицией представляется чрезвычайно своевременным процессом в контексте мирового и европейского пространства высшего образования, создание которого завершило первый этап Болонского процесса.

Однако в условиях высокого уровня конкуренции Российскому новому университету необходимо постоянно подтверждать высокий статус международного университета. Это обусловливает постановку новых задач перед ЦМО и университетом в целом — всеми факультетами и кафедрами без исключения.

А ЕСЛИ КОНКРЕТНО, В ЧЕМ ЭТИ ЗАДАЧИ?

Конкретно — в том, что вуз обязан постоянно совершенствовать модель образования, которая предполагает доминирование интересов учащегося, активизацию его социализации, участия в самоуправлении, а также его адаптацию к интеллектуальному труду в условиях общества, ориентированного на знания и инновации.

Анализ накопленного опыта указывает на то, что на каждом факультете Российского нового университета необходим сотрудник, желательно со знанием английского языка, которому должностной инструкцией должно быть вменено в обязанность курировать иностранных студентов факультета. Необходимо предусмотреть более внимательное отношение всех работников деканатов, особенно методистов, к просьбам и обращениям иностранных студентов. Например, проводить на каждом факультете хотя бы один раз в семестр собрание иностранных учащихся, особенно вновь поступивших, по вопросам, связанным с учебным процессом, оказанием помощи в налаживании межкультурного диалога, во взаимодействии с академической средой. Также нужно на постоянной основе вести статистический учет, связанный с иностранными студентами. Об этом всем мы говорили на недавнем деканском совещании. Сейчас готовим соответствующий приказ.

Одной из крайне необходимых задач является адаптация иностранного выпускника к российскому рынку труда. Отсюда первоочередная задача для руководства факультетов — обеспечение прохождения практик в российских компаниях и учреждениях.

И уж совсем очевидно, что для стимулирования притока иностранных абитуриентов и студентов нужно активизировать работу среди диаспор, в национальных школах, культурных центрах.

О РосНОУ в целом неплохо вспоминают те, кто у нас учился. А почему же мы не размещаем информацию об университете и отзывы иностранных учащихся в печатных изданиях и других средствах массовой информации диаспор?

В целях успешной адаптации иностранных студентов к жизни в России было бы разумно предусмотреть силами студентов юридического факультета организацию разъяснительной работы основных положений Закона о пребывании иностранных граждан на территории РФ и требований миграционной службы, а также другой актуальной законодательной базы. Была бы взаимная польза и для будущих юристов, и для наших питомцев из других стран. И уж совсем было бы правильным ввести в студенческий актив РосНОУ иностранных граждан.

ВЫ ЦЕЛУЮ ПРОГРАММУ РАБОТЫ С ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ ВЫСТРОИЛИ. НЕУЖЕЛИ ТАК СЕРЬЕЗНЫ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ?

Не скрою — вызовы серьезны. На самом деле эффективность работы с иностранцами — это и механизм повышения репутации университета в глазах российских абитуриентов, которые должны ясно видеть перспективу участия в международных образовательных программах и выстраивать собственную образовательную траекторию с учетом предоставляемых вузом перспектив. А такие возможности открываются только в университетах, которые активно участвуют в международном академическом сотрудничестве.

А МОЖЕМ МЫ ДОСТИЧЬ СЕРЬЕЗНОГО ПРОРЫВА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ВЕДЬ СЕЙЧАС МНОГИЕ ИДУТ НАШИМИ ПУТЯМИ…

Согласен, многие не только повторяют наш путь, но и часто опережают нас. Реальный прорыв возможен только при активном участии в международной деятельности всех факультетов и кафедр, а также филиалов.

У нас очень грамотные руководители факультетов и филиалов. Они не хуже нас понимают всю необходимость более активной позиции в международной деятельности.

Отмечу, что директора филиалов РосНОУ осознают всю важность такой работы. Подчас они сами подсказывают перспективные решения. Ступинский, Орехово-Зуевский, Воронежский.

Я вспоминаю, как волновались директора этих филиалов, когда отправляли своих студентов в Пуну, в Индию всего-то на три месяца. Волнения позади. Наши студенты вернулись с хорошим знанием английского, вооруженные новыми знаниями в области экономики, менеджмента и информационных технологий. А потом они стали выпускниками, очень востребованными работодателями. Все они нашли престижные, высокооплачиваемые места работы. Сегодня они говорят, что нужно, очень нужно повариться в высококонкурентной среде, понюхать настоящего рыночного пороху. И тогда по жизни всё сладится.

Пуна — только один пример. А их уже было немало в истории РосНОУ. Поэтому не очень бы в этой ситуации хотелось задействовать административные меры, кого-то хвалить, кого-то укорять. Жизнь сама научит того, кто стремится в обеспеченное будущее.

Но уверен, в оценочные показатели работы факультетов и филиалов пора ввести характеристики участия в международной образовательной деятельности.

Для этого факультетам, филиалам и кафедрам нужно сосредоточиться на конкретных проектах взаимодействия с зарубежными университетами, прежде всего с партнерскими вузами Китая, Индии, Великобритании, Германии, Польши, Франции и Швеции, где у РосНОУ традиционно сильные позиции. При этом именно факультеты должны стать инициаторами и разработчиками совместных образовательных модулей. Следует уходить и от «массовки» — профессорско-преподавательский состав факультетов должен активно поддерживать индивидуальные контакты с коллегами из вузов-партнеров, участвовать в международных научных конференциях, семинарах, размещать свои публикации и способствовать публикации научных работ зарубежных коллег в научных сборниках РосНОУ.

А ЗНАНИЕ ЯЗЫКОВ? БЕЗ НЕГО — НИКАК В МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТАКТАХ…

Для стимулирования участия в академических обменах необходимо усилить изучение иностранных языков, включая редкие. Это относится и к преподавательской среде, и к студенческому коллективу. Нужно отметить, что у нас в РосНОУ уже сегодня предлагаются весьма методически продвинутые возможности по изучению иностранных языков. Вот толпы желающих поучиться пока не видно. Теряем время — всё равно придется.

Знание языков позволит расширить количество участников бесплатных стажировочных программ. Это является одним из конкурентных преимуществ университета, и такую работу необходимо активно развивать на факультетах и в филиалах.

При более широком вовлечении преподавателей в процесс освоения языков мы сможем решить важную задачу по созданию и внедрению в учебный процесс узкопрофильных программ и спецкурсов, преподаваемых на иностранном языке. А ведь это лицо, визитная карточка любого уважающего себя университета. И без такой карточки в ближайшем будущем не обойтись. Ее нужно создавать.

А ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ТАКОЙ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ?

На сегодня университет располагает базой надежных международных партнеров, которые готовы помочь в разработке и развитии англоязычных курсов в РосНОУ при условии активного участия в этом процессе специалистов с факультетов и из филиалов.

И в завершении нашей очень интересной беседы хотел бы произнести слова, вроде бы банальные, но без них не обойтись. Как говорят, для протокола. Если прибегнуть к высокому стилю — активизация международной деятельности Российского нового университета будет стимулировать образовательный процесс в вузе, повысит мотивацию российских студентов, позволит расширить деловые контакты с работодателями из числа отечественных и иностранных организаций, стимулирует взаимодействие с посольствами, диаспорами, культурными центрами, зарубежными вузами. И мы все будем жить в новом образовательном пространстве, гордясь своим университетом. Вот так!


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика