В период кризиса нужна государственная поддержка сферы образования

В настоящее время объективно возникла и стала активно развиваться кризисная ситуация в образовательной сфере страны. Об этом свидетельствовали цифры и факты, приведенные на экстренном заседании экспертных советов Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, состоявшемся 20 января 2009 года в Российском новом университете.

Депутаты Госдумы, эксперты, руководители образовательной сферы России, констатируя, что исходной причиной значительного углубления кризиса отечественного образования является кризис экономический, были единодушны во мнении: ускорение и расширение кризисных процессов в значительной степени обусловлено несвоевременными образовательными реформами.

Большинство выступающих выразили уверенность в том, что если кризис экономический усугубить образовательным, то он перерастет в кризис социальный, а затем и политический. Об этом, в частности, говорил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию О.Н. Смолин, назвавший происходящее «катастрофой образования».

На примере небольших, недавно вошедших в Европейский союз государств (Болгария, Греция, страны Балтии), видно, сколь быстр путь от пока слабых, на первый взгляд, экономических причин к серьёзным социально-политическим следствиям и неуправляемому напряжению в обществе. При этом роль взрывного фитиля во многом играет студенческая молодежь, вовлекая своей активностью и юношеской непримиримостью во внеправовую деятельность асоциальные слои населения.

Между тем, по расчетам экспертов, повсеместное внедрение ЕГЭ в условиях неготовности к нему школ, учащихся и их родителей вдвое снизит поступление в вузы. Из-за несовершенства новых механизмов приема и нереализованной адаптации к ним населения, в высшие учебные заведения России не смогут поступить, не только выпускники 2009 года, не набравшие нужных баллов и не получившие аттестаты, но и демобилизованные из армии, обучающиеся в учреждениях среднего профессионального образования, выпускники прошлых лет.

По мнению ректора Современной гуманитарной академии М.П. Карпенко, сокращение количества вузов — это следствие нынешней государственной политики. Около полумиллиона молодых людей недосчитается высшее образование из-за ЕГЭ. Предстоящее, по существу спланированное банкротство многих негосударственных вузов, демографический кризис, невозможность платить за обучение отнимут у вузов еще миллион студентов.

— Полуторамиллионная армия оказавшихся за воротами российского образования никому не нужна, — заметил Председатель Экспертного совета по вопросам электронного обучения и информационным технологиям в образовании при Комитете по образованию ГД В.П. Тихомиров. — Их не ждут предприятия — кризис. Для их профессиональной подготовки и переподготовки выделены мизерные средства, поскольку в нашей стране субсидируются банки и производственные подразделения, а не вузы и студенты. До сих пор не определены приоритеты переквалификации трудовых ресурсов применительно к кризисной экономике.

Куда идти незанятой, никому не нужной молодежи? Ответ очевиден — история страны это многократно подтвердила — пополнять криминальную среду. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Резонен вопрос, заданный в выступлении заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы В.Е. Шудегова: а не лучше и не дешевле ли государству вместо расширения колоний и увеличения расходов на содержание дополнительного штата и так уже громадного правоохранительного аппарата, создать дополнительные студенческие места?

Таким образом, как отметил председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор РосНОУ В.А. Зернов, государственные структуры, в целом правильно наметившие цели и приоритеты модернизации отечественного образования, но начавшие и продолжившие его реформирование в кризисный период, могут уже в ближайшее время столкнуться с очень серьезными негативными последствиями своих преобразований.

Последствиями, которые пока никто не спрогнозировал, не просчитал, и о которых пока не задумывались аналитики от образования.

— Что, мало нам потерянных поколений 90-х, нам нужны еще люмпены нового тысячелетия? — вопрошал у зала президент Академии труда и социальных отношений Н.Н. Гриценко.

В связи со складывающейся тревожной обстановкой, академик РАО В.Г. Кинелев (в недавнем прошлом министр образования РФ) предложил в ближайшие месяц-два разработать и принять государственную антикризисную программу в сфере образования, раскрывающую детальный законодательный, целевой и ресурсный аспекты основных антикризисных мер. Программа должна предусматривать поддержку в виде субсидий обучающейся молодежи и аккредитованным вузам, испытывающим финансовые затруднения вследствие кризисных явлений в экономике.

Подводя итог заседания, О.Н. Смолин предложил отложить до завершения основной фазы экономического кризиса применение законодательных и нормативных актов, касающихся ЕГЭ, реформирования учебных заведений и других документов, существенно влияющих на кризисные явления в отечественной сфере.

Участники экстренного совещания единодушно поддержали оба предложения.

Пресс-служба РосНОУ


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика