Михаил Эпштейн: «В России еще действует устаревшая и неправильная установка»

9 сентября 2013 года в Российском новом университете (РосНОУ) начались первые осенние чтения «Наука о коммуникации: от теории к практике», организованные Лабораторией инновационных коммуникативных исследований (ЛИКИ) РосНОУ.

Чтения открылись лекцией «Гуманитарные науки: время кризиса и обновления», которую прочел доктор филологических наук, профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори (США), директор Центра обновления гуманитарных наук Даремского университета (Великобритания) Михаил Эпштейн.

После своего выступления Михаил Наумович дал небольшое интервью редакции сайта РосНОУ.

СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ КАПИЦА, БУДУЧИ НАУЧНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ РОСНОУ, ГОВОРИЛ, ЧТО БУДУЩЕЕ ЗА ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЭТИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ?

— Да, абсолютно. Наш XXI век — это век гуманитарных наук. И если говорить о развитии естественных наук (физики, химии, биологии), то всё упирается в проблему человеческого сознания, которым традиционно занимаются гуманитарные науки. К сожалению, сейчас можно наблюдать кризис гуманитарных наук, что существенно усложняет создание единой теории. Количество студентов, желающих изучать гуманитарные науки, в последнее десятилетие резко снизилось. Не случайно в США недавно вышел документ, согласно которому государство будет выделять гораздо больше средств на развитие именно гуманитарных наук, потому что без них современный американец не сможет осознавать свое место в истории, в человечестве. Так что, в США забота о гуманитарных науках с недавнего времени идет довольно интенсивно. Что касается России, то я пока не вижу такого развития, у нас, наоборот, распускают Академию наук.

НАСКОЛЬКО В ЭТИХ УСЛОВИЯХ ВОЗМОЖНО НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ, НАПРИМЕР, РОСНОУ С ЭМОРИ?

Безусловно, в этом есть смысл. Вопрос в том, что может вкладывать каждая из двух сторон, о чем сотрудничать, на какую тему. Но при сокращении расходов на российскую науку это сложно. Я, например, сотрудничаю со многими университетами, преподаю в Великобритании, США, читаю лекции в России. И, думаю, это можно считать неким международным сотрудничеством, которое, однако, осуществляется через одного человека. Было бы хорошо создать международную команду специалистов в области гуманитарных технологий.

СЕГОДНЯ ВЫ ЧИТАЛИ ЛЕКЦИЮ РОССИЙСКИМ СТУДЕНТАМ. КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА ВАС ОНИ ПРОИЗВЕЛИ?

Я хотел бы пожелать российским студентам быть более интеллектуально активными. Мне не хватило, например, вопросов после прочитанной мною лекции. Если говорить в целом о российских студентах, то создается впечатление интеллектуальной пассивности. Люди воспринимают информацию, а насколько она их тревожит и побуждает ставить вопросы, непонятно. Основная цель образования в Великобритании или США — это пробудить способность самостоятельного мышления, чтобы студент ничего не повторял, а вносил что-то свое. В России, может быть, еще действует устаревшая и неправильная установка, что студент получает знания и их же должен вернуть преподавателю. Надеюсь, со временем интеллектуальная активность российских студентов возрастет.

Беседовала Ксения Сельцова


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика