Академик Борис Черток. Жизнь, отданная науке, небу, космосу

В среду, 14 декабря, на 100-м году жизни скончался легендарный ученый-конструктор, один из ближайших соратников авиаконструктора Сергея Королёва Борис Евсеевич Черток.

Борис Черток родился 1 марта 1912 года. С 1930 года работал на московском авиазаводе номер 22, выпускавшем бомбардировщики «Туполев ТБ-1», участвовал во внедрении в производство ТБ-3. Был ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва – Лос-Анджелес.

В 1940 году окончил Московский энергетический институт, после чего работал в ОКБ главного конструктора Виктора Болховитинова и в НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР.

Второго мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге.

Вся научно-инженерная деятельность Бориса Евсеевича Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Он разрабатывал системы управления для всех ракет королевского КБ, для искусственных спутников Земли, автоматических межпланетных станций. Был инициатором создания орбитальных станций «Салют» и «Мир». При активном участии Чертока были созданы первые отечественные баллистические ракеты, в том числе знаменитая Р-7.

Школа академика Чертока до сих пор определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов.

Страна высоко ценила заслуги Бориса Евсеевича — лауреат Ленинской премии (за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (за участие в осуществлении проекта «Союз-Аполлон»), Герой Социалистического Труда, академик Российской академии наук, кавалер Ордена Октябрьской Революции, Ордена Трудового Красного Знамени, Орден Красной Звезды, двух орденов Ленина, ордена «За заслуги перед Отечеством», медали «За заслуги в освоении космоса».

Борис Черток — автор и соавтор более 200 научных трудов, большинство из которых многие годы были засекречены. В 1994–1999 годах он подготовил уникальную историческую серию «Ракеты и люди» из четырех монографий, изданных и в России, и за рубежом (издатель — NACA).

Более 50 лет Борис Евсеевич Черток преподавал в МВТУ имени Баумана, а с 1978 года — в Московском физико-техническом институте (МФТИ).

Вспоминают руководители и преподаватели Российского нового университета — выпускники МФТИ:

Борис Евсеевич Черток был исключительно жизнелюбивым, с божественной искоркой человеком. Он много, с искрометным юмором рассказывал нам, студентам, аспирантам и преподавателям МФТИ о космических полетах, о героике тех уже далеких легендарных лет, когда Советский Союз был ракетно-космической державой номер один. Рассказывал правдиво, без прикрас.

И мы, молодые, тогда отчетливо понимали — мы живем в великой стране, и нет таких задач, которые не могла бы решить наша держава. Все физтехи в то время стремились быть полезными своей родине и даже не помышляли работать на заморского дядю. Потому что и наука, и научные достижения в области прикладной и теоретической физики были мирового уровня.

Борис Евсеевич был настолько молод душой и имел до последних дней ясный, целеустремленный ум, что гаишники были убеждены, что в его водительское удостоверение вкралась ошибка. Не верили они, что за рулем авто собственной персоной сидит академик, родившийся аж в 1912 году. Это производило на представителей дорожной инспекции просто шокирующее впечатление.

С его уходом как будто уходит эпоха великих космических достижений. Он был последний, кто напрямую связывал нас с эпохой Королева, Гагарина, Раушенбаха, Янгеля, Туполева и других великих представителей школы, позволившей нашей стране сделать авиакосмический прорыв.

Для нас, выпускников физтеха, это великая печаль. Он был и остается для нас величайшим ученым, гениальным инженером, героем своей страны. Без Бориса Евсеевича Чертока не был осуществлен ни один крупный космический проект, начиная с легендарной «семерки», затем — «Востоки», «Восходы», «Салюты», все автоматические лунные станции, многоразовые корабли «Буран».

Не стало человека-легенды. Мы, физики, осиротели.


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика