Дает ли диплом право на профессию?

2 — 3 июня в Российском новом университете состоялся международный научно-практический семинар «Новые этапы болонского процесса: методы и инструменты их практического применения».

В мероприятии приняли участие руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова, президент АНВУЗ, ректор РосНОУ Владимир Зернов, генеральный секретарь EURASHE Стефан Делплас, представитель РФ в Комитете по высшему образованию и науке в Совете Европы и в Наблюдательной группе стран-участниц Болонского процесса (BFUG) Виктор Чистохвалов и другие.

Семинар проводился при поддержке Министерства образования и науки РФ, Комитета по образованию Государственной Думы РФ, Российского союза ректоров, Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ и общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

 

Из приветственного слова ректора Российского нового университета (РосНОУ), председателя Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) Владимира Зернова:

— Переход на двухуровневую систему является очень актуальной темой для всей мировой системы образования. До сих пор мы продолжаем спорить о целесообразности этого перехода, забывая, что двухуровневая система подготовки кадров у нас уже была — в ведущих вузах СССР, таких как МФТИ. Отечественная система образования внесла вклад в развитие мировой науки и инженерии, мы вряд ли сейчас найдем в мире научный центр, где не было бы выпускника российского вуза.

Сейчас мы находимся на новом этапе развития, мы начинаем понимать, как взаимодействуют мировая система образования и национальные системы, как это влияет на качество, конкурентоспособность.

Cледующим выступил генеральный секретарь Европейской Ассоциации учреждений высшего образования (EURASHE) Стефан Делплас с докладом «Роль высших учебных заведений в сохранении и поддержании единого европейского пространства высшего образования (EHEA)». Господин Делплас рассказал об истории болонского процесса, который начался в 1989 году в Париже, его цели — сделать образование более гармоничным и прозрачным, обеспечить мобильность студентов и преподавателей:

— Конечно же, процесс начался не на пустом месте, была подготовлена почва, это программы «Сократ», «Образование в течение всей жизни». Решалась задача обеспечить качественную оценку уровня образования на каждой стадии образования до конца обучения.

Европейские государства проявляют большую заинтересованность к болонскому процессу. Это доказательство успеха нашего начинания. Мы создали соглашение, которое делает это процесс непрерывным. Юридически для страны надо только поставить подпись под Лиссабонской конвенцией, чтобы подтвердить признание Болонского процесса.

Сейчас в Болонском процессе участвуют 47 стран. Это значит, что образовательное пространство расширилось от Атлантики и дальше на восток до Казахстана. Все заинтересованные стороны принимают активное участие в проведении реформ, правительство принимает большее участие, созданы юридические основы. Начинается стадия внедрения в жизнь.

Конечно, в каждой стране все идет по-своему, с разной скоростью. Разные менталитеты — разные проблемы. Необходимо учитывать потребности игроков: студентов и учителей, для них необходимо сделать болонский процесс наиболее эффективным. Особое внимание уделяется мобильности студентов и преподавателей, концепции прозрачности образования, системе кредитов.

Внедрение и эффективная работа Болонского процесса является основной вехой в формировании единого европейского пространства. Европейский Союз был и остается главным фактором успешного движения Болонского процесса.

Болонский процесс уникален, и к нему проявляют интерес и другие регионы мира. Мы организовали форум, для тех, кто не входит в Болонский процесс, рассказали о том, чего достигли, с различных точек зрения. Мы понимаем, что даже внутри Европейского Союза есть страны, которые свято хранят традиции в образовании, тем не менее, это не мешает нам обмениваться лучшими наработками.

Но создание единого пространства образования — это следующий этап после Болонского процесса, сейчас основной приоритет — новые образовательные стандарты и возможность получения работы после обучения.

От этого семинара мы ожидаем обмена опытом всех присутствующих. Мы хотим, чтобы вы подняли вопросы организации и обучения на уровне ваших заведений, и тогда мы сможем определить, чем может помочь EURASHE в организации Болонского процесса в вашем вузе.

Представитель РФ в Комитете по высшему образованию и науке в Совете Европы и в Наблюдательной группе стран-участниц Болонского процесса (BFUG) Виктор Чистохвалов выступил с докладом «Россия в европейском пространстве высшего образования после 2010 года: проблемы и перспективы»:

— Практическая реализация Болонского процесса в России встречала препятствия, которые заключались в основном в недостатке денег и отсутствии необходимых механизмов. Впрочем, это проблемы большинства стран, как и общие тенденции, сопровождающие Болонский процесс и присущие не только РФ, но и Европе. Это децентрализация управления, расширение автономии вузов и совершенствование рыночной модели организации.

Россия еще в 1989 году, одной из первых стран Европы начала применять двухуровневую систему — бакалавры и магистры. Но в 2009/2010 студентов, обучающихся по программе бакалавриата, всего 12-15%. Этого мало. Необходимо повысить осведомленность студентов и преподавателей. Студенты не понимают, кого из них хотят сделать. А профессура не понимает, как и чему учить, и в чем различие.

У нас есть национальное агентство по гарантии качества, которое вошло в европейское аналогичное агентство. Каждый вуз может сделать международную аккредитацию программы с привлечением европейских специалистов. Но, поскольку все будет проводиться на английском языке, не по всем программам преподаватели и студенты смогут пройти такую аккредитацию.

Мобильность наших студентов и преподавателей очень низкая. 10 000 студентов уезжают, а приезжают 5 000. Это довольно скромные цифры и это несбалансированный обмен студентами и преподавателями. За рубежом должно обучаться 20% российских студентов. Поэтому было введено понятие «мобильность студентов» — 1 семестр за границей должен быть равен 1 семестру в РФ. Это принципиально отличается от понятия «мобильность дипломов» — получение высшего образования за границей. Нужно разработать систему двойных дипломов. Об этом подробней в завтрашней части семинара.

В завершение отмечу, что Болонский процесс — это Европейское пространство высшего образования, и само понятие «Болонский процесс» скоро исчезнет.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова рассказала о структуре образовательных степеней и развитии обеспечения оценки качества:

Сейчас высшее образование и образование профессиональное — это две разные вещи и соотношения между ними нет. Есть смешение понятий в том, что мы ждем от бакалавриата — как он связан с профессиональной квалификацией и где остается академическая квалификация. Чем больше мы стараемся найти выход из ситуации, тем больше мы запутываемся. Потому что сначала составляется образовательная программа, а потом работодатель начинает ее критиковать и предлагать изменения, так как выпускники не соответствуют ожиданиям. Это принципиально неверный подход, телега впереди лошади. Только те нормы закона имеют силу, которые вышли из практики. В первую очередь, заказчик должен заложить свои требования к системе образования, а мы должны заложить требования в программу, после заявки работодателя.

Без экспертов с рынка труда мы ничего не сделаем. Что дает студенту бакалавриат, должен объяснять не преподаватель. Это должно быть понятно из квалификационного справочника. Иначе мы не можем ответить на вопрос, дает ли наш диплом об образовании право на профессию. А если мы не ответим на этот, самый главный вопрос мы с вами дальше не продвинемся.

Мы ищем пути решения этой проблемы: как соотносить образование и получение профессии.

Мы выделили 111 направлений подготовки, по которым оставили специалитет, все остальные направления подготовки получили двухуровневую реализацию. Таким образом, в 2011 году резко изменились условия реализации образовательной политики в нашей стране с точки зрения обеспечения требований Болонского процесса. Мы находимся в начале реализации этой концепции. 2011 год совершенно особенный для России и с точки зрения развития системы оценки качества, потому что вступили в силу два законодательных акта, обеспечивших обязательные действия, которые приведут к совсем другим количественным показателям.

Есть определенная проблема терминологии, связанная с аспирантурой. Является ли аспирантура продолжением, третьей ступенью образования или это первая ступень науки? Я предлагаю экспертам с этим четко определиться. И в этом вопросе государство не будет ведущей силой, а выступит подспорьем и экспертом.

   

Что касается обеспечения качества образования. Существует твердое убеждение, что есть сегодняшняя система, где есть государство, а вот в других светлых странах государства нет, есть независимые агентства, и эти независимые агентства реализуют что-то, поэтому у них картинка объективнее, чем у нас. Я позволю себе поспорить с этим. Вся процедура государственной оценки — аккредитация, лицензирование, контроль качества (у нас разные формы государственного оценивания) — строится на экспертном заключении. В России существует и функционирует негосударственная оценка качества, просто государство взяло на себя функции организатора этой оценки. Есть сегодняшняя система, где государство задало правила и создало условия, а также взяло на себя организаторские функции. Последнего пункта в европейских странах нет. Но природа оценочной процедуры одинакова во всех странах и построена на системе экспертной оценки.

С нашей точки зрения, независимой оценкой является оценка не процесса, а результата, причем оценка результата работодателем. Он должен оценивать продукт (студента), который к нему пришел, по принципу «нравится или нет». Это совершенно другая процедура оценивания. Это не оценка соответствия стандарту образования, а это оценка соответствия выпускника профессиональным отраслевым признакам.

С 1 января 2011 в законе зафиксирована возможность учитывать результаты независимого оценивания. Сейчас главное понять, что мы подразумеваем под оцениванием и выстроить требования, по которым будет происходить оценка.

Государство строит свое участие через правила и процедуры и обеспечение запуска этих правил. Поэтому, когда спрашивают, сколько у вас аккредитационных агентств, я отвечаю — столько, сколько можно создать объединений из всех независимых экспертов по разным областям экспертизы. У нас есть эксперты по аккредитационным процедурам, по контролю качества, по установлению видовых (рядовых) показателей, у нас достаточно широкий набор этих независимых людей, и я бы предложила считать в России не количество независимых агентств, а количество независимых экспертов, и определять степень независимости этой оценки по качеству работы экспертов. Система оценки в нашей стране может не просто отличаться от зарубежных систем, но и внести свой вклад в развитие моделей независимого оценивания качества образования.

Впервые за всю историю федеральной целевой программы развития образования формирование системы оценки качества выделено в отдельную задачу. Всего три задачи поставлено ФЦПРО — общее образование, профессиональное образование и развитие системы оценки качества. С моей точки зрения, это подтверждение того внимания, которое на уровне государства уделяется этому вопросу.

В первый день семинара также выступили:

- член Наблюдательной группы стран-участниц Болонского процесса (Нидерланды) Марлис Лигватер, которая рассказала о роли европейских правительств и иных государственных структур в реализации Болонского процесса;

- представитель Квалификационного совета в сфере высшего образования и профессиональной подготовки (HETAC, Ирландия) Брайан Магуайр с докладом «Взаимовлияние национальной системы присвоения квалификаций и программ, ориентированных на конечные результаты образования»;

- начальник международного отдела Школы бизнеса и финансов (Рига, Латвия) Сандра Кразе с докладом «Применение европейской системы зачетных единиц в высших учебных заведениях Западной Европы».

В пятницу, 3 июня, семинар продолжился выступлениями члена Комитета по аккредитации (Нидерланды) Акселя Ардена с докладом «Международная система контроля качества, аккредитации и признания дипломов» и члена Наблюдательной группы стран-участниц Болонского процесса (Польша) Марека Франковича с докладом «Обмен студентами и преподавателями в системе взаимоотношений с западноевропейскими партнерами».

 

Мероприятие завершилось круглым столом, на котором участники подвели итоги работы семинара.


Фото: Екатерина СЕРГЕЕВА

Георгий АТАНАСОВ


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика