Общественная палата обсудила законопроект «Об образовании»

13 ноября 2012 года в Общественной палате РФ состоялись слушания по результатам общественной экспертизы проекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В заседании приняли участие члены Общественной палаты (ОП РФ): ректор НИУ ВШЭ, председатель комиссии ОП РФ по развитию образования Ярослав Кузьминов, заместитель председателя Любовь Духанина, заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко, директор правового департамента Министерства образования и науки РФ Марина Лукашевич, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, президент Современной гуманитарной академии Михаил Карпенко, ректор Российского нового университета Владимир Зернов, другие эксперты и общественные деятели.

Участники слушаний обсудили предложения, которые поступили в Общественную палату после первого чтения законопроекта в Государственной думе.

Наиболее важными темами обсуждения стали:

- установление порогового значения результатов ЕГЭ, дающего право на прием в вуз на бюджетное отделение;

- право ведущих вузов признавать документы об образовании, выданные в иностранных государствах;

- усиление информационной открытости при проведении лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций;

- уточнение ряда норм законопроекта, обеспечивающих равенство государственных и частных образовательных организаций.

В ходе обсуждения участники слушаний высказали ряд замечаний к законопроекту. В частности, пункт 4 части IV статьи 23 «Типы образовательных организаций» и часть 9 статьи XII «Федеральные государственные образовательные стандарты» устанавливают, что высшим образовательным учреждениям профессионального образования запрещается осуществлять деятельность по основным образовательным программам общего и дошкольного образования. При этом в структуре целого ряда ведущих университетов есть прикрепленные школы, а у некоторых даже детские сады. Такой запрет посчитали необоснованным.

Участники также предложили расширить возможности ведущих университетов по самостоятельному установлению образовательных стандартов в том числе по программам среднего профессионального образования (СПО). Это актуально в условиях реструктуризации вузов и присоединения к ним профессиональных образовательных организаций.

— Образованием, которым мы гордились, сейчас недовольны все: и общество, и профессионалы, — отметил Владимир Зернов. — Для того чтобы наше образование снова стало лучшим в мире, нам необходимо создать конкурентную среду. Сложно понять, почему наша страна даже после вступления в ВТО поддерживает вузы не по качеству образования, а по форме учредительства. Второе необходимое для развития условие — эффективность использования ресурсов. Уже много лет мы вкладываем в развитие образования огромные ресурсы, но отдачи, к сожалению, не видно. То есть все реформы, которые мы проводили за эти годы, к сожалению, не пошли на пользу.

Также необходима мотивация (и отдельным преподавателям, и коллективам вузов) для ведения научно-инновационной деятельности. И если мы действительно хотим добиться конкурентоспособности вузов на мировой арене, то поддерживать надо не бренды, а тех, кто показывает наиболее конкурентоспособные результаты.

Также участники слушаний предложили предоставить вузам возможность отказаться от «обучения необучаемых», дав руководству учебного заведения право самостоятельно устанавливать минимальный балл ЕГЭ по профильным предметам.

— Нам предстоит получить важнейший опыт, который исключает прием на первый курс абитуриентов, не имеющих достаточного общеобразовательного уровня по профильным предметам, — сказал Ярослав Кузьминов. — Это фактически введение минимального порога качества знаний для получения бюджетного финансирования. Прежде всего, мы ставим задачу сократить прием на программы, где обучаются люди, не способные учиться по этому профилю. Они идут учиться на инженеров из-за низкого вступительного барьера, а потом все равно идут работать в офисы и в магазины.

Выступавшие отмечали, что 5 часть статьи XXXII законопроекта необоснованно ограничивает возможности коммерческих юридических лиц в сфере образования. В настоящий момент им разрешено реализовать программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы. Вместе с тем, очевидно, что коммерческие организации обладают базой для реализации программ среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата на высоком качественном уровне. Было предложено внести поправку, дающую право коммерческим юридическим лицам осуществлять образовательную деятельность по реализации программ бакалавриата, программ профессионального обучения и дополнительных образовательных программ.

Помимо этого, участники слушаний предложили внести в закон поправку, которая бы запрещала преподавателям дополнительно заниматься со своими студентами и учениками, чтобы избежать ситуаций, когда хорошие оценки ставятся в результате получения педагогами оплаты за занятия.

— Поправка не запрещает официальные платные факультативы или частные уроки в принципе, но определяет их границы, необходимые для защиты прав учащихся на качественное бесплатное образование, — прокомментировал Ярослав Кузьминов.

Игорь Реморенко отметил, что в той или иной степени все предложения, озвученные на слушаниях Общественной палаты, должны быть отражены в законопроекте:

— Есть предложения, которые являются заделом на будущее. Это консорциумные холдинги, обеспечение доступности дополнительного образования детей, общее высшее образование, профессиональные объединения. Мы будем формулировать законодательные предложения и вместе с комитетом Государственной думы будем их продвигать в будущем году.

Это обсуждение подвело итог общественной и экспертной дискуссии по законопроекту. До 17 ноября 2012 года резолюция Общественной палаты, определяющая необходимые с точки зрения экспертов поправки в законопроект, будет направлена в Государственную думу.

Второе слушание законопроекта состоится в Госдуме 11 декабря 2012 года.

Текст и фото: Мария Соценко


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика