Интеллектуальное видео. РосНОУ на выставке Security Essen-2010

В начале октября в городе Эссен (Германия) прошла 19-я Международная специализированная выставка Security Essen-2010, в рамках которой состоялся ряд мероприятий деловой программы, в том числе симпозиум и презентация инновационных проектов. В выставке приняли участие свыше тысячи компаний, в том числе из стран-лидеров индустрии безопасности Европы и Америки. Серьезная часть экспонатов выставки была посвящена новейшим технологиям обработки видеоинформации.

Поскольку инновационные разработки РосНОУ связаны с созданием видеокоммуникативных средств обучения, охранных технологий, биометрии, информационной и пожарной безопасности, в выставке приняли участие проректор по информационным технологиям, доктор технических наук, профессор Сергей Дворянкин и начальник Центра мультимедийных технологий обучения Сергей Гаврилюк.

Состоялись продуктивные встречи с представителями российских и зарубежных фирм, специализирующихся в области видеотехнологий. В частности, специалисты немецкой компании Geutebruck GmbH — ведущего игрока на европейском рынке видеотехнологий безопасности, проявили большой интерес к нашим разработкам, договорившись о сотрудничестве.

Одним из пунктов программы командировки было тестирование на интернет-канале «Эссен − Москва» программных реализаций видеоконференцсвязи (ВКС) РосНОУ. Тестирование прошло успешно: качество прохождения и отображения видеоряда у абонентов ВКС РосНОУ было хорошим — отсутствовали зависания, срывы и задержки. Одновременно выявлена необходимость доработки процедуры подавления эха в процессе аудиосопровождения. Доработанные программные решения лягут в основу новых видеотехнологий и техники обучения.

В целом участие в выставке оказалось очень полезным и продуктивным, о чем свидетельствует статья о видеокоммуникационных технологиях дистанционного обучения, публикуемая на этой странице.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Видеокоммуникационные интеллектуальные технологии — будущее дистанционного обучения в РосНОУ

Сегодня инновационные программы ведущих учебных заведений мира связаны с применением технологий дистанционного обучения. С учетом того, что 80−85% информации поступает человеку через органы зрения, важной частью названных технологий выступают видеокоммуникативные средства (ВКТ), используемые для организации эффективного видеообмена между преподавателем и студентами. Причем не просто обмена, а взаимообмена. Поэтому столь необходимо совершенствование технологий видео с обратной связью.

В РосНОУ видеотехнологии в учебном процессе не только применяются, но и в последние пять лет разрабатываются группой высококлассных специалистов. При этом ведется разработка и программных средств, и линейки микропроцессорных устройств (как для обычного пользователя, так и для профессионалов, то есть относительно недорогого варианта и мощной платформы) ВКТ, предназначенных для использования в процессе дистанционного обучения.

Побывав в октябре в Германии на 19-ой Международной специализированной выставке Security Essen-2010 и сравнив технологии, представленные многими производителями, мы задались двумя вопросами. Туда ли мы идем, и каковы основные тенденции мировой индустрии производства видеотехнологий для «дистанта»? Каков по сравнению с мировым уровень их разработок в РосНОУ?

При ответе на первый вопрос важно определить и сбалансировать основные параметры программных систем и будущих устройств ВКТ. Это и ценовая категория, и «канальность» (количество информационных каналов ввода-вывода), и вид интерфейса пользователя, и сетевые возможности взаимодействия учащихся и преподавателей.

Итак, основные мировые тенденции.

1. Наличие мощных средств обработки видео изменило подходы к построению ВКТ, поэтому проявилась главная тенденция — внедрение видеоопций во все типы технических систем обучения.

2. Ускорился переход к использованию в качестве устройств обработки автономных микропроцессорных платформ (none PC).

3. Проявилось очевидное стремление разработчиков обеспечить кросс-платформенный подход. Подавляющее большинство пользовательских интерфейсов строится на базе веб-интерфейса.

4. Стандартом становится обеспечение удаленного доступа со стороны пользователя к устройствам и программным системам видеообучения через каналы Интернет.

5. Пока небольшое количество производителей представляют «беспроводные» системы, работающие по каналам 4G/3G/GPRS. Эта тенденция, набирая темп, будет развиваться и далее.

6. Наблюдается экспансия решений и технологий ВКТ во все сферы, а именно — распространение решений дистанционного видеообучения в новые приложения: обеспечение жизнедеятельности, системы безопасности, управление производством и сферой услуг, деловая жизнь, научные дискуссии, создание дистанционных видеолабораторий и так далее.

Ну а теперь сравним результаты, полученные в РосНОУ в процессе производства ВКТ, с мировыми достижениями.

Первое, что хотелось бы отметить — чисто аппаратные реализации отдельных функций (DVR, платы видеокомпрессии и связи) не вызывают особого интереса у потребителей. Высококонкурентный рынок этих устройств уже сложился.

Сейчас крайне необходимы комплексные микропроцессорные решения в этой сфере, связанные не только с трансфером знаний от преподавателя к студентам, но и с эффективной обратной связью — от студентов.

А чтобы знать уровень и успешность усвоения знаний студентами, нужно наделять механизмы обратной связи интеллектуальными функциями предобработки информации. Для этого следует учитывать многие психологические законы: как меняются реакции студента, возникает ли заторможенность, обостряются либо угасают ассоциативные связи, в конце концов, как варьируется его «почерк» при работе с клавиатурой и другими компьютерными устройствами. В общем — сплошной «полиграф». Такой подход только начинает проявляться в современных разработках, но уже нашел воплощение в концепции дистанционного обучения, реализуемой в программных решениях и линейке наших приборов. Мы с нашим партнером — ведущей российской компанией в области интеллектуального видео ISS — фактически пошли по этому перспективному пути первыми.

Нужно отметить, что за рубежом попытки реализовать указанные возможности пока редки и имеют уровень упрощенных решений. Немаловажно для потребителя то, что добавление к приборам соответствующих дополнительных функций, реализующих интеллектуальную обратную связь, приводит на нынешнем этапе к существенному увеличению стоимости ВКТ.

Но время идет вперед, и то, что вчера было фантастикой и дорого, через год-два станет повседневной реальностью (вспомним, как стремительно дешевела и внедрялась компьютерная техника).

По нашей оценке, разработки РосНОУ находятся ближе к нижней границе существующего в мире ценового коридора (при большей функциональности, наличии обратной связи с необходимым интеллектом) и в ряде случаях превышают характеристики имеющихся разработок.

Кроме того, подчеркнем, что реализация ВКТ (система видеоконференцсвязи, вебинары, интернет-трансляции и так далее), разработанных и используемых в учебном процессе РосНОУ, адаптирована к телекоммуникационным каналам низкого и среднего качества с малой пропускной способностью, отличающую связь во многих районах российской глубинки, где наши студенты учатся дистанционно.

Так, в процессе одновременной передачи видеоизображения и аудиосигналов в некоторые регионы нашей страны и за рубеж достигалась рекордно низкая скорость передачи сигнала — 25 кбит/с без срыва картинки и звука. Ни одна из разработок видеоконференцсвязи зарубежных фирм, ориентированная только на высокоскоростные каналы передачи данных, не может работать при таких параметрах.

ВКТ, разработанные в РосНОУ, обеспечивают организацию многоточечных видеоконференций, вебинаров и многоадресных видеотрансляций между головным вузом и его филиалами по общедоступным каналам связи посредством возможностей Интернет.

Говоря о комплексе видеоконференцсвязи (ВКС) РосНОУ, отметим, что в настоящее время комплекс представляет собой программный продукт, состоящий из двух частей: серверной и клиентской, подключенных к сети Интернет.

Универсальная архитектура в сочетании с оригинальными алгоритмами работы обеспечивает надежную передачу аудио-видео сигнала в любых приложениях, позволяя проводить как «видеомосты» и многоточечные ВКС отдельных групп пользователей, так и видеотрансляции и вебинары любых значимых событий и мероприятий для массового зрителя.

В заключение отметим, что мы успешно реализовали решения по использованию ВКС при проведении многочисленных видеомостов, интернет-конференций как внутри образовательной среды РосНОУ, так и с его партнерами в Приднестровье, Абхазии, Индии, Германии, Польше и других странах и регионах.

С.В. Дворянкин,
проректор по информационным технологиям РосНОУ,

В.А. Минаев,
проректор по инновационно-образовательной деятельности РосНОУ

IN ENGLISH >>>


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика