Состоялся круглый стол «Перспективы развития медиации в Республике Башкортостан»
31 января в РосНОУ состоялась видеоконференция с круглым столом «Перспективы развития медиации в Республике Башкортостан».
Круглый стол прошел в городе Уфе по инициативе Башкирской республиканской ассоциации юридических компаний, межрегионального союза медиаторов «Согласие» и Российского нового университета.
Со стороны РосНОУ в мероприятии приняли участие и выступили с докладами сотрудники лаборатории правовых исследований, профессорско-преподавательский состав юридического факультета.
Репортаж из Уфы о мероприятии
31 января 2013 года в администрации городского округа город Уфа прошел круглый стол «Перспективы развития медиации в Республике Башкортостан».
Стоит отметить, что круглый стол прошел на межрегиональном уровне, поскольку по организованному с Москвой телемосту участие в нем приняли представители Межрегионального союза медиаторов Москвы, с докладом выступил Вячеслав Львович Климентов, заместитель председателя СРО НП «Межрегиональный союз медиаторов», эксперт в области медиации.
Также в работе круглого стола приняли участие депутат Государственной думы ФС РФ Рафаэль Мирхатимович Марданшин, уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Башкортостан Рафаиль Вагитович Гибадуллин, председатель судебного состава по рассмотрению общегражданских дел апелляционной инстанции судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан Азат Альфредович Гизатуллин, заместитель председателя башкортостанского отделения Ассоциации юристов Российской Федерации, заседатель Арбитражного суда города Москвы Азамат Анасович Хасанов, почетный судья Верховного суда РФ Нурия Сайфиевна Мингазова, председатель Молодежной общественной палаты при Государственном собрании — Курултае Республики Башкортостан Николай Николаевич Самойленко, председатель БРО «ОПОРА России» Денис Мухамедьянович Мусин, федеральные и мировые судьи, представители Молодежной общественной палаты при Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан, Молодежной общественной палате при Совете городского округа город Уфа, Башкортостанского отделения Ассоциации юристов России, практикующие юристы, преподаватели и студенты юридических факультетов города.
Организаторами круглого стола выступила рабочая группа по развитию института медиации в Республике Башкортостан, которая была создана в ноябре 2012 года. Основной целью они рассматривают скорейшее внедрение процедуры альтернативного урегулирования конфликтов в гражданское сообщество.
Участники круглого стола отметили, что медиация — это реальная альтернатива судебному разбирательству, единственный достойный способ разгрузки судебной системы и шаг на пути становления у российского гражданина нового способа мышления, направленного не на развитие конфликта, а на его решение.
Как сообщила председатель рабочей группы по развитию института медиации в Республике Башкортостан, член Молодежной общественной палаты при Совете городского округа город Уфа Полина Владимировна Вишневская, статистика досудебного урегулирования споров демонстрирует, что в США до 95% споров разрешается, не доходя до суда, в Англии — до 87%, в Словении — 35%, в России же — не более 5–6%. Большинство мировых примирительных процедур (более 80% споров) с участием медиатора (посредника) разрешается заключением соглашения об урегулировании спора, исполняемость которого выше судебного акта.
Депутат Государственной думы ФС РФ Рафаэль Мирхатимович Марданшин в своем приветственном слове обозначил проблемы развития института медиации в России и в Республике Башкортостан в частности, отметив, что внедрение процедур медиации значительно снизило бы социальную напряженность и конфликтность в гражданском обществе.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Республике Башкортостан Рафаиль Вагитович Гибадуллин высказал возможность внедрения и дальнейшего плодотворного использования процедуры медиации в предпринимательской среде в решении споров, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности при своем непосредственном участии.
Председатель судебного состава по рассмотрению общегражданских дел апелляционной инстанции судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан Азат Альфредович Гизатуллин отметил, что, несмотря на действующее законодательство, позволяющее активно использовать институт медиации (в частности, ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», количество споров, рассматриваемых с помощью медиации, остается ничтожно малым. В то же время, по степени загруженности судей кассационной инстанции Верховный суд Башкортостана занимает первое место в стране, а по нагрузке на районные и городские суды — четвертое. Азат Альфредович отметил, что судейское сообщество заинтересовано в распространении процедуры медиации.
Участники круглого стола отметили, что внедрение института медиации, несомненно, поможет снизить конфликтность споров в гражданском обществе и поспособствует разгрузке судебной системы Республики Башкортостан.
В ходе круглого стола были затронуты вопросы практики применения медиации в России и зарубежных странах, проблемы на пути развития и становления медиации, возможные поправки в закон о медиации, перспективы применения медиации в экономических, корпоративных, трудовых, семейных, банковских, налоговых спорах и в разрешении уголовно-правовых конфликтов, в спортивном праве и в других областях жизнедеятельности.
Участники круглого стола подчеркнули, что развитие медиации способствует расширению для участников спора возможностей воспользоваться эффективным и малоконфликтным способом урегулирования споров, возникающих из гражданских правоотношений, уменьшению нагрузки на судебную систему республики, повышению уровня культуры корпоративных отношений, предпринимательской этики, эффективности и бесконфликтности разрешения экономических (гражданских), трудовых и семейных споров.
В качестве меры по развитию данного института в резолюции круглого стола указана необходимость активизировать усилия по широкому информированию и просвещению населения, формируя осведомленный спрос на медиативные услуги. Другой мерой считается ведение разъяснительной работы среди участников юридического сообщества. Причем, акцент должен быть сделан на том, что медиация не конкурирует с правовым консультированием, не заменяет участие юриста, адвоката в судебном процессе и ни в коем случае не может заменить суд институционально. Также в резолюции отмечается важность внедрения медиации в жизнь корпораций и крупных компаний, поскольку использование медиации и медиативного подхода в последние годы дает хороший эффект при принятии решений в управленческой сфере и работе с персоналом.
Важной задачей участники круглого стола считают широкое внедрение медиации в таких областях, как здравоохранение, образование, сфера потребления, семейные правоотношения, в которых участвует практически всё население страны.
В качестве ближайших мер по реализации стратегии развития медиации предлагается создать и зарегистрировать на территории Республики Башкортостан некоммерческую организацию в форме некоммерческого партнерства (с перспективой приобретения статуса саморегулируемой организации медиаторов Республики Башкортостан), в состав которого войдут профессиональные и непрофессиональные медиаторы, представители юридического и судейского сообществ, известные общественные и политический деятели республики. Планируется, что данное некоммерческое партнерство позволит разработать и утвердить в установленном порядке общественную республиканскую целевую программу по развитию медиации в Республике Башкортостан.
Для справки: медиация — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Применяется она к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.
Это добровольная, не имеющая обязательной силы конфиденциальная процедура. Медиация, в отличие от судебного разбирательства, абсолютно конфиденциальна. Нейтральное третье лицо — медиатор — не является ни судьей, ни арбитром и, что самое важное, не принимает решений (это отличительная особенность медиации в сравнении, например, с третейским судом). Решение об урегулировании разногласий принимают сами стороны, задача медиатора – лишь помочь им найти взаимовыгодное решение.
Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости, могут быть медиаторами на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.