Учимся на расстоянии, часть 4: интервью преподавателей Колледжа РосНОУ

19 марта 2020 года Российский новый университет (РосНОУ) временно перешёл на образовательные технологии, позволяющие обеспечивать взаимодействие студентов и преподавателей на расстоянии. О том, как это происходило и каким стал учебный процесс, редакции сайта рассказали руководители институтов, заведующие кафедрами, преподаватели и студенты РосНОУ.

Часть 1. Руководители институтов >>>

Часть 2. Заведующие кафедрами и преподаватели >>>

Часть 3. Студенты >>>


Часть 4. Руководители и преподаватели Колледжа РосНОУ

Рассказывают Полина Сергеевна Колескина, Евгения Микаеловна Харчевникова, Ирина Юрьевна Замула, Вера Исламовна Аскерова, Инна Олеговна Кашкина, Анна Леонтьевна Дубровка и Анатолий Анатольевич Баруздин.


Как проходила адаптация Колледжа РосНОУ к новым условиям?

Полина Сергеевна Колескина, директор колледжа

Колледж очень быстро адаптировался к новым условиям. За два месяца в режиме самоизоляции мы прошли несколько этапов развития организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и инструментов электронного обучения (ЭО).

Сначала образовательный процесс заключался в обмене лекциями и выполненными заданиями между преподавателями и обучающимися колледжа. В тот период объём материала для самостоятельного изучения возрос в разы. Мы понимали, что нужно срочно начать использовать дистанционные образовательные технологии для организации «живого» общения преподавателей и студентов. Так в работе появилась платформа Zoom, которая позволила проводить лекции в онлайн-формате в соответствии с расписанием.

Параллельно велась работа по освоению платформы Office365. Сейчас образовательный процесс в колледже включает онлайн-лекции, общение преподавателей со студентами на этой платформе. Преподаватели могут контролировать включённость обучающихся в образовательный процесс, своевременность выполнения заданий, уровень освоения учебного материала и так далее.

Для освоения дистанционных технологий руководство колледжа проводило ежедневные консультации с преподавателями, студентами и родителями, организовало обучение преподавателей работе с новой системой. Стоит отметить слаженную работу кураторов и старост групп, оперативность в решении сотрудниками деканата любых вопросов. Особую признательность выражаем родителям наших студентов, ведь сейчас на них лежит особая ответственность за включённость их детей в образовательный процесс.

Вера Исламовна Аскерова, председатель предметно-цикловой комиссии по специальности «Прикладная информатика (по отраслям)»

Конечно же, присутствовала первоначально небольшая паника. Были вопросы: «А как учить? А поймут ли обучающиеся материал?» и так далее. Здесь надо отдать должное профессионализму и желанию преподавателя в любых условиях донести материал до студентов.

Адаптация проходила индивидуально, многое зависело и дисциплины, и от преподавателя. Кто-то впервые сталкивался с этим, и ему было тяжело построить строгий план, которому необходимо следовать. А кто-то без особых трудностей принял этот формат.

Проблема, с которой столкнулся, пожалуй, каждый преподаватель, — это нехватка времени. На занятие выделено определённое количество минут. За это время преподавателю необходимо и ответить на все вопросы обучающихся, и обсудить уже выполненные задания, отмечая какие-то ошибки, и, конечно же, объяснить новый материал. На подготовку к занятиям стало уходить очень много времени: нужно продумать каждую мелочь, подготовить учебные материалы с теоретическими данными и с решёнными заданиями или примерами. При работе в учебной аудитории таких сложностей не возникает.

Проверка выполненных работ тоже отнимает время — вдвое, а то и втрое больше обычного. Ведь хочется, чтобы каждый обучающийся понял, где именно он допустил ошибку. Для этого необходимо вникнуть в его работу (студенты прикрепляют на платформу фотографии выполненных заданий), разобрать порой некаллиграфический почерк, а если фотография была сделана некачественно, то ещё и подумать над тем, что же там могло быть написано.

С другой стороны, в каких-то даже моментах такой формат помогает лучше понять материал. Так, например, при преподавании математики можно строить с помощью специальных программ 3D-модели для каждой из задач. Одно дело, когда студенты видят на доске чертёж к задаче, порой даже не понимая, как проходит плоскость или прямая, и совсем другое, когда есть возможность рассмотреть фигуру со всех сторон, понять, что именно необходимо найти в данной задаче. И как результат — задачи стереометрии решались уже намного проще.


Насколько сложно было перестроиться на новые форматы преподавания? В чём их преимущества (недостатки)?

Инна Олеговна Кашкина, преподаватель высшей категории, председатель предметно-цикловой комиссии по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для многих педагогов. Дистанционное обучение требует других способов подачи материала и методик для вовлечения студентов в процесс обучения. Понадобилось время, чтобы понять, что нельзя действовать по привычной схеме.

Сейчас преподаватели колледжа используют в работе Zoom и Microsoft Teams. На платформе Zoom все инструменты в руках у организатора, который может включать и выключать микрофон, а также выключать видео или запрашивать включение видео у всех участников. Очень нравится преподавателям интерактивная доска, её можно показывать всем участникам видеоконференции. Однако перед работой с Zoom нужно потратить довольно много времени на знакомство с приложением.

К достоинствам Microsoft Teams можно отнести мощный инструмент для постановки заданий обучающимся, контроля выполнения и выставления оценок, а также лёгкий доступ участников занятий ко всем возможным способам электронных коммуникаций и совместной обработки данных.

Анна Леонтьевна Дубровка, преподаватель 1 категории, председатель предметно-цикловой комиссии по специальности «Банковское дело»

Однозначно сказать, какая из платформ лучше, трудно, потому что в каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

ПЛАТФОРМА ZOOM

Преимущества

  • Не перегружена большим количеством приложений, поэтому возможен быстрый доступ.
  • Совместное использование доски для записей.
  • Записи в чат воспроизводятся быстро.

Недостатки

  • Нет возможности размещать задания.
  • Не сохраняется список участников.
  • Нет возможности присоединять выполненные задания.

ПЛАТФОРМА MICROSOFT TEAMS (OFFICE365)

Преимущества

  • Есть возможность размещать задания.
  • Есть возможность быстрой проверки тестовых работ.
  • Есть возможность назначить варианты, выбрав из списка участников.
  • Удобно оценивать прикрепленные выполненные задания.
  • Сохраняется список участников.

Недостатки

  • Много приложений, долго загружается.
  • С задержкой воспроизводятся записи в чат.
  • Часто бывают проблемы технического характера (лаг звука, выброс из собрания и прочие)

Всем ли преподавателям удался переход на новые форматы преподавания?

Ирина Юрьевна Замула, кандидат исторических наук, доцент, председатель предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Думаю, это удалось всем преподавателям. Наша цикловая комиссия, например, провела декаду общеобразовательных дисциплин, которая заранее была запланирована на апрель. Конечно, режим самоизоляции и переход на дистанционное обучение внёс некоторые коррективы в план декады, но она состоялась! Преподаватели провели конкурсы презентаций и творческих работ, открытые уроки, конкурсы стихов на иностранном языке, различные викторины. Провели и студенческую конференцию, посвящённую 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне «Я помню! Я горжусь!» — в режиме онлайн на платформе Office365 15 студентов представили творческие работы о вкладе их семей в дело Победы.


Есть ли существенные отличия между онлайновыми и очными занятиями?

Евгения Микаеловна Харчевникова, заведующий учебной частью колледжа, преподаватель 1 категории

Формат онлайн-занятий очень близок к формату очной формы обучения. Онлайн-занятия в колледже проводятся в соответствии с утверждённым расписанием, на занятиях присутствуют и преподаватель, и все обучающиеся, на все возникающие вопросы преподаватель отвечает, объясняет весь учебный материал. Но некоторые недостатки онлайн-образования сказываются. Основные их них: отсутствие очного общения и необходимость высокой самодисциплины со стороны студентов.


Ирина Юрьевна Замула

Безусловно, очные занятия имеют гораздо больше преимуществ. Заменить общение преподавателя и студента в учебной аудитории дистанционным обучением можно только временно, в особых обстоятельствах. И я, как и многие преподаватели, и даже студенты, жду с нетерпением занятий в очном формате.






Многие студенты говорят, что учебная нагрузка с переходом на дистанционные формы сильно возросла. С чем это может быть связано?

Евгения Микаеловна Харчевникова

Безусловно, с переходом на дистанционное образование нагрузка возросла не только у преподавателей, но и у студентов. В основном это связано с необходимостью изучать учебный материал самостоятельно. Существует проблема психологического характера: находясь дома, приходится учиться с 9:30 до 16:00. Дистанционно студентов тяжело мотивировать и настраивать на учёбу. Поэтому большую роль в организации обучения сейчас играют родители наших студентов, на них лежит ответственность за обеспечение контроля обучения детей дома.


Сформировались ли у преподавателей новые профессиональные компетенции?

Анатолий Анатольевич Баруздин, преподаватель 1 категории, председатель предметно-цикловой комиссии по специальности «Реклама»

Определённо да. Есть и новые компетенции, связанные с участием в дистанционном обучении, и развитие уже имевшихся компетенций. Также данный формат способствовал более разностороннему освоению студентами профессиональных и общих компетенций (например, ОК-9 — «Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности»).





Инна Олеговна Кашкина

За период дистанционной работы роль преподавателя в обучении значительно повысилась, что связано с личностно-ориентированным подходом. Отсутствие «живого» вербального общения в учебном процессе потребовало от преподавателя освоения дополнительных компетенций: это общая техническая и технологическая компетентность, владение программным обеспечением, навыками работы в электронной среде обучения, программами для осуществления аудио- и видеоконференций. И, наконец, овладение основами менеджмента учебного процесса.



Евгения Микаеловна Харчевникова

Да, безусловно. Сегодня обучение с использованием дистанционных технологий воспринимается как что-то естественное и активно развивается, в том числе в системе среднего профессионального образования. Многие обучающиеся также предпочитают такую форму обучения.

Поэтому уже сейчас необходимо расширять интерактивные возможности дистанционного обучения в СПО и вести подготовку специалистов, понимающих сущность и дидактические особенности ДОТ, способных помочь студентам преодолевать психологический барьер, связанный с трудностями процесса сетевого обучения.


Изменятся ли ваши «живые» занятия после окончания карантинных мер?

Анатолий Анатольевич Баруздин

Специальность «Реклама» по своей специфике предполагает непрерывное развитие, непрерывный процесс обучения, поскольку в эту область профессиональной деятельности постоянно привносится что-то новое и эти изменения отражаются на занятиях. Но тут речь идёт скорее о том, как изменится содержание обучения, нежели непосредственно подача материала. «Живые» занятия на специальности «Реклама» дадут фору любому онлайн-обучению, даже при всех его достоинствах.



Полина Сергеевна Колескина

Все мы очень соскучились по «живому» общению и мечтаем снова встретиться в стенах нашего колледжа. Когда это произойдёт, конечно, мы вернемся к прежней размеренной жизни. При этом я уверена, что очные занятия станут более интересными и полезными, ведь наши преподаватели теперь обладают огромным количеством дополнительного материала по своим предметам.





Резюмируя: Всё в итоге к лучшему? Преподаватели и студенты станут «лучшими версиями себя» после карантина или всё-таки нет?

Анна Леонтьевна Дубровка

Любой опыт полезен и любое познание нового обогащает человека. Многие обучающиеся неожиданно раскрылись с другой стороны: оказались более ответственными. Проявили себя те, кто был незаметен в обычной жизни колледжа. А есть ребята, которые всегда были исполнительными и ответственными, такими они и остались.

Хочется надеяться, что и студенты, и преподаватели колледжа вернутся к очному обучению с новым приобретённым опытом, который пойдёт всем на пользу.

Полина Сергеевна Колескина

Мне кажется, все мы получили сильный стимул к развитию за последние два месяца. То, о чём было так много разговоров, случилось — все образовательные организации должны были освоить дистанционные образовательные технологии.

Среди наших преподавателей много тех, кто очень быстро и с удовольствием обучается новому, легко перестраивается и адаптируется к изменениям. Я уверена, что освоенные ДОТ они будут использовать в разных вариациях и после режима самоизоляции — в очном обучении. Что касается студентов, многие ребята при дистанционном обучении показали себя с лучшей стороны, а для некоторых это стало отличным поводом улучшить свои оценки благодаря самодисциплине и усидчивости!


Программа проведения Дня первокурсника
1 сентября

>>>

Список студентов, заселённых в общежитие с 1 сентября 2020 года (.docx). Список актуален на 30 августа.
Порядок заселения в общежитие студентов 1 курса >>>

Интересно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика