РосНОУ в МГУ: защита дипломов как конкурс проектов
22 июня мы, студентки Российского нового университета, побывали на защите дипломов в МГУ. Да, именно в том самом МГУ им. Ломоносова, главном вузе страны. Спросите, как мы там оказались? Просто студенты пятого курса специальности «перевод и переводоведение» параллельно с РосНОУ учились в МГУ на факультете педагогического образования. Такую возможность нашим ребятам предоставил факультет гуманитарных технологий и иностранных языков (ГТиИЯ) РосНОУ.
Факультет гуманитарных технологий и иностранных языков (ГТиИЯ) РосНОУ предлагает своим студентам получить дополнительную специальность в МГУ им. М.В. Ломоносова — «Учитель» (иностранного языка, экономики, обществознания и другие — в зависимости от первой избранной специальности). По окончании обучения вручается диплом МГУ. Кроме того, студенты РосНОУ могут на льготных условиях продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре по специальностям факультета педагогического образования МГУ на основании договора о взаимной помощи в оказании образовательных услуг, заключенного между РосНОУ и МГУ им. М.В. Ломоносова.
Вернуться в раздел АБИТУРИЕНТУ >>>
За разъяснениями мы обратились к декану ГТиИЯ Ольге Юрьевне Ивановой.
— Ольга Юрьевна, как получилось, что РосНОУ начал сотрудничать с МГУ?
— Когда создавался факультет педагогического образования МГУ, мы заключили договор о подготовке специалистов в рамках дополнительного образования с квалификацией «преподаватель иностранного языка». Мы были первые, кто вышел на МГУ с таким предложением — давать квалификацию преподавателя иностранного языка. У них до нас были варианты — преподаватель математики, преподаватель химии, физики, информатики…. Этот факультет создавался как внутренний факультет Московского университета для выпускников тех факультетов МГУ, у которых в дипломе не обозначена квалификация «преподаватель». Тогда именно для нас Московский университет стал разрабатывать эту программу, включив в нее и педагогическую составляющую, и психологическую, и языковую. Правда, языковую составляющую в меньшей степени, потому что часы, связанные с языком, поглощаются за счет тех занятий, которые проходят у нас в университете (например, практика языка и практика перевода). Этот договор был подписан в 2002 году, и с тех пор наши студенты успешно обучаются в МГУ.
— А что такое дополнительное образование? В чем его особенности?
— Это дополнительное к высшему образование, то есть если студент не будет иметь диплом о высшем образовании у нас, в РосНОУ, он не получит диплом МГУ. Но в то же время это полноценный диплом Московского университета, в котором обозначена квалификация «преподаватель иностранного языка», что очень важно для наших ребят. Во-первых, сейчас повышается статус преподавателя, существенно «взрослеют» зарплаты. Во-вторых, конечно, можно прийти в школу, имея только диплом переводчика, но если ты параллельно с дипломом РосНОУ показываешь диплом МГУ — статус сразу повышается.
— Эту программу могут пройти только лингвисты?
— В позапрошлом году программу начали расширять. На нашем факультете мы предложили пиарщикам тоже пройти такую программу, у них есть возможность получить квалификацию «преподаватель обществознания». Еще предложили психологам — несколько человек пошли.
— Что требуется от студента, чтобы получить дополнительное образование?
— Необходимо сдать 14 дисциплин и защитить диплом под руководством преподавателя МГУ, а для лингвистов и того меньше — многие дисциплины у них идут «перезачетом». Начинать обучение можно с любого курса.
И вот, подкованные информацией от Ольги Юрьевны, мы приезжаем на метро «Университет» и берем курс на знаменитый шпиль главного здания. Длинная чугунная ограда, за которой множество корпусов. Там получают образование лучшие умы страны. А где-то среди них :), во втором гуманитарном корпусе защищаются четверо наших студентов. Когда мы с Таней Фам, люди не местные, все же нашли нужное здание, защита дипломов уже была в полном разгаре. Зайдя в аудиторию, мы узнали знакомые лица…
Работа Вики Козай была посвящена обучению английскому языку учащихся старших классов с использованием мюзикла «Звуки музыки» (The sound of music). Тема Дианы Исаходжаевой — «Суггестопедический метод в системе современных методов обучения иностранным языкам».
Маша Цепцура рассказала о формировании межкультурной компетенции учащихся старших классов на основе использования художественных текстов, а дипломная работа Владимира Перез-Попова называлась «Информатизация образования в России: использование новых технологий в обучении английскому языку».
В педагогике мы с Таней, конечно, мало, что понимаем, но все равно слушали внимательно! Интересно было не только нам, вольным слушателям, но и членам аттестационной комиссии — каждая работа вызывала активное обсуждение, иногда даже споры.
«Вопрос очень актуальный», — оправдывались друг перед другом преподаватели:) Прозвучало даже мнение, что «защита дипломов проходит как конкурс проектов».
Когда все работы выслушали и обсудили, «защищающихся» попросили выйти из аудитории для вынесения вердикта.
И вот мы оказались с нашими пятикурсниками, Машей и Вовой, в неофициальной обстановке (если честно, в курилке) и, соответственно, мы не могли удержаться от вопросов…
Редакция: Ну, рассказывайте, как вам училось в МГУ, как все проходило?
Маша и Вова: Училось сложно, проходило все ужасно (смеются).
Ред.: Ну а если серьезно?
Маша: В принципе, было все достаточно интересно, потому что программа для нас совсем незнакомая…
Ред.: Сколько лет учились?
Маша: Два года. Занятия проходили по вечерам. От трех раз в неделю, но можно было и больше — это по желанию. Система здесь такая: есть шесть предметов — они обязательные, а дальше можно дополнительно выбирать то, что интересно — как по нормальной европейской системе. Предметы: психология, педагогическая психология, социальная психология, педагогика, несколько методик преподавания…
Вова: …режиссура педагогического процесса — предмет очень творческий!
Ред.: Как педагоги?
Маша: Некоторые очень хорошие, некоторые — такие мастодонты, которым просто нереально что-либо сдать. Был случай, что последние в потоке сдавали в 11 вечера.
Ред.: А почему вы решили пойти на эту программу?
Маша: В дипломе РосНОУ никак не прописывается, что мы педагоги, да и не учат переводчиков педагогике, а хотелось бы узнать, как это делается, документ иметь. Я, вероятно, буду работать именно в области педагогики…
Вова: А я вообще давно хотел преподавать русский как иностранный, вот и подумал, что хорошо бы иметь диплом преподавателя иностранных языков, там же не прописывается, какой именно язык ты преподаешь.
Ред.: Что особенного в МГУ?
Маша: Здесь преподаватели увлеченные (прим. ред.: это мы и сами заметили на защите!), очень хорошие специалисты. Но главное — это студенты. Здесь учатся студенты МГУ, учатся бесплатно, и возможность ходить сюда есть у всех. Но приходят только те, кому это действительно интересно, а не те, которым лишь бы отсидеть и корочку получить. Это большой плюс, аудитория собирается подготовленная, поэтому и работать интересно.
Ред.: Довольны сегодняшней защитой?
Хором: Нет!
Ред.: Почему?
Маша: Потому что готовились второпях…
Вова: Диплом РосНОУ съел все время, и дипломы МГУ писались по ночам…
Мы еще хотели расспросить ребят, но уже пора было возвращаться, чтобы узнать результаты. А результаты, несомненно, всех обрадовали — одни пятерки! Вот так кому-то удается за пять лет получить два образования, а возможность, между прочим, есть у всех, главное — суметь ей воспользоваться!
Текст — Анна Белякова
Фото — Татьяна Фам