РосНОУ принял участие в V Международном форуме вузов

7 июня 2017 года в гостинице Radisson Royal в Москве прошёл V Международный форум вузов, в рамках которого рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) представило шестой ежегодный рейтинг вузов России.

Участники мероприятия обсудили поиск баланса между научной, образовательной и общественной миссиями университетов, а также поделились практическим опытом повышения конкурентоспособности вузов.

Российский новый университет (РосНОУ) на форуме представил ректор Владимир Зернов, выступивший в рамках секции «Позиционирование и продвижение вузов в глобальном масштабе: вызовы, ресурсы, опыт».

В ходе пленарной дискуссии «Приоритеты вузов в контексте трёх миссий университета» ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий отметил важность роли университетов в обеспечении будущего страны, её национальной безопасности, а также призвал вузы, попавшие в рейтинг RAEX, не останавливаться на достигнутом:

— Ещё несколько лет назад нас призывали просто ориентироваться на QS, Times Higher Education, другие международные рейтинги, которые делают упор на индексы научного цитирования и количество лауреатов престижных премий, — отметил Виктор Антонович. — В результате дискуссии мы пришли к осознанию того, что одной из задач университета является служение обществу, и отобразили это в методологии рейтинга «Три миссии университета» (Московский международный рейтинг вузов, создающийся в настоящее время Российским союзом ректоров и Российской академией наук). Я считаю, что наша система образования уникальна, и мы должны активнее использовать её сильные стороны. Это будет нашим вкладом в обеспечение устойчивого развития страны.

Я не стал бы абсолютизировать рейтинги, но бесспорно, они очень важны для объективной оценки сильных и слабых сторон университета. Рейтинги дают возможность порадоваться промежуточным успехам, но их результаты должны не расслаблять, а напротив — мотивировать к ещё более плодотворной работе.

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов предположил, что ответом на снижение качества образования может стать возвращение к модели исследовательского университета:

— В середине XX века в Европе охват университетским образованием составлял 10% возрастной когорты «молодые люди», сейчас этот показатель вырос впятеро — до 40-50%, а в некоторых странах — до 70-80%, — сообщил Ярослав Иванович. — И не у всех из них жизненные приоритеты совпадают с задачами академического развития и исследований. Произошло некоторое размывание миссии университетов, они стали более массовыми, и платой за широту охвата стало снижение качества образования.

Ответом на это становится возвращение к модели исследовательского университета, усиление акцента на сильные стороны лучших вузов — двигателей науки и создателей научно-профессиональной элиты.

Ещё один ориентир — развитие университета как ядра системы онлайн-курсов, взаимное признание этих курсов, процесс, аналогичный формированию библиотек после появления печатной книги. Онлайн-курсы колоссально увеличивают возможности каждого человека, который хочет учиться.

Ректор МИСиС Алевтина Черникова призвала вузы уделять внимание развитию творческого потенциала студентов, а абитуриентов и студентов — учиться самообразованию.

— Ещё Эйнштейн сказал: не всё, что важно, можно измерить, и не всё, что можно измерить, важно, — напомнила Алевтина Анатольевна. — У каждого университета есть свои конкурентные преимущества и они не всегда осязаемы. Сейчас как никогда важно, чтобы кроме профессиональных знаний университет давал возможность максимального развития творческого потенциала личности как студентов, так и преподавателей

Мы живём в быстро меняющемся мире и уже сегодня наблюдаем, как ряд профессий уходят в прошлое, а им на смену приходят новые. Поэтому тезис «образование через всю жизнь» становится жизненной необходимостью, а способность к самообучению будет одной из наиболее востребованных в будущем.

Ректор РосНОУ Владимир Зернов выступил с докладом по теме «Онлайн-технологии и открытые курсы как инструмент для продвижения вуза», в котором отметил важность умения преподавателя донести материал до студента:

— На прошедшем в Санкт-Петербурге Международном экономическом форуме на секции «Революция в образовании» проблема подготовки качественного образовательного контента была указана в числе основных, — отметил Владимир Алексеевич. — К сожалению, на мой взгляд, мы не уделяем ей должного внимания. Важно также и то, чтобы преподаватель мог доступно донести материал до студента; можно быть Нобелевским лауреатом или иметь заоблачный индекс Хирша, но преподавание — отдельное искусство.

Важная проблема — оценка качества онлайн-образования. Чем раньше мы придём к подтверждению уровня знаний, полученных по дистанту, тем более конкурентоспособными мы будем в сфере образования. Дистанционное образование имеет колоссальный потенциал, именно с его помощью мы можем выйти на новый уровень эффективности использования ресурсов.

© Российский новый университет