РосНОУ установил контакты с Университетом Карнеги

20 сентября 2012 года РосНОУ посетили доктор Майкл Бриджес (Michael W. Bridges), директор по совершенствованию обучения Университета Карнеги — Меллон (Carnegie Mellon University, США, Пенсильвания, город Питтсбург, http://cmu.edu) и Дмитрий Кондратьев, административный директор ИТ-университета, Иннополис (Innopolis, город Казань, http://innopolis.ru), выпускник МФТИ. Гости РосНОУ встретились с проректором по учебной работе, доктором педагогических наук, профессором Григорием Шабановым и проректором по инновационно-образовательной деятельности доктором технических наук, профессором Владимиром Минаевым.

 

Доктор Бриджес в последние годы занялся исследованием системы образования в России, вопросами развития высшего образования в мире, инновационного преподавания в российских вузах, участия преподавателей в научной деятельности и многими другими вопросами, связанными с образовательной сферой.

Постараемся воспроизвести ход интереснейшего разговора в РосНОУ в виде прямых высказываний докторов Бриджеса, Минаева и Шабанова.

Майкл Бриджес: «В Штатах молодое поколение более либеральное и прогрессивное, чем старшее. Чувствуется ли в России разница между поколениями?»

Григорий Шабанов: «У нас старшее поколение более оптимистичное, а молодое — более пессимистичное, с точки зрения перспектив развития страны. Примерно 30% лучших наших выпускников хотели бы работать за рубежом».

М.Б.: «У России колоссальный потенциал для роста, гигантские возможности. Я в восторге от того, что мир становится более тесным, и мы узнаем много нового о других культурах! Многие молодые не застали времен “холодной войны”. Я в свое время боялся бомбежек, атомных взрывов. Но у меня были очень вдумчивые родители. Помню, как они говорили мне, что люди в России совершенно не такие, как само правительство страны. Они любят детей так же, как и мы здесь в Америке…
Я много разъезжаю по миру, долгое время провел в Индии, Центральной и Южной Америке. Постоянно замечаю, насколько похожи люди. С уверенностью могу сказать, что различий в отношении уверенности в будущем и счастья в семье нет!
На уровне начальных и средних школ в США преподаватели обладают глубокими знаниями в области педагогики, тогда как в большинстве университетов США преподаватели вузов — эксперты и специалисты в узких областях, чаще всего не обладающие методиками преподавания! Например, очень известный ученый с мировым именем, не буду называть его имя, преподавал у нас. Студенты жаловались, что они ничего не понимают».

Г.Ш.: «У нас схожие проблемы! Есть педагоги, которые только “пересказывают” науку и хорошо обучают, но не являются учеными, а есть фундаментальные ученые, которые не могут передать знания студентам из-за своей научной занятости или слабого владения педагогическими технологиями.

Наша же основная задача сегодня научиться соединять передовую науку, современные образовательные технологии и практику формирования профессиональных навыков».

М.Б.: «На Западе, даже если у вас есть диплом, вы не всегда гарантированно найдете работу. Всё зависит от самого человека: как он может преподнести свои знания, иными словами, “продать” себя работодателю».

Г.Ш: «В России всё похоже. Но сегодня каждая семья хотела бы, чтобы у детей был диплом о высшем образовании».

М.Б.: «Многие американские работодатели прямо говорят, что им безразлично, где получен диплом. Диплом - это лишь часть успеха, вас будут оценивать, прежде всего, по навыкам и конкретным знаниям».

Владимир Минаев: «Мы постепенно движемся к тем же критериям: главное — качество выпускника, а не лейбл вуза. Ректор РосНОУ активно продвигает позицию: не важно, в каком секторе образования подготовлен выпускник, главнее — насколько вуз соответствует мировым показателям успешности и запросам работодателя».

М.Б.: «А какой процент преподавательского состава задействован в научной работе вуза?»

Г. Ш.: «Реально — половина!»

М. Б.: «Меня всегда интересовал вопрос, кто в России разрабатывает курсы лекций по конкретной дисциплине? Какие источники используются?»

Г. Ш.: «Источники — право выбора преподавателя. Преподаватель сам определяет содержание и методику проведения учебной дисциплины, несет ответственность за то, что читает, и как эту дисциплину осваивают студенты».

М.Б.: «Я знаю, что в Советском Союзе была система, которая диктовала, каким должно быть образование, тогда как в США долгое время была абсолютная свобода в этом вопросе. Конечно, существовали определенные руководства, циркуляры, распоряжения и стандарты, но они были достаточно формальными. В последнее десятилетие произошли серьезные изменения в системе образования США. Аккредитационные службы достаточно жестко стали требовать от вузов, чтобы они показали, чему и как они учат студентов, какими компетенциями обладают студенты, как вузы осуществляют проверку знаний, умений и навыков».

В.М.: «С появлением свободы в России встал вопрос, каким же стало качество образования? К сожалению, мы ушли от тех вершин, которые занимало образование в Советском Союзе. Мы были лидерами, и это не бравада. Вспомните, кто создал термоядерную бомбу в ответ на вызовы того времени? Чей космонавт был первым на орбите Земли? Кто технологически и, конечно, героически, сломал хребет фашизму? И Сталин здесь был не главным фактором, как это представляют на Западе до сих пор. Он сыграл свою историческую роль. Основой же были системное мышление ведущих ученых Советского Союза, самоотверженность и самоотдача народа великой страны, направленные на установление справедливости в мире. Сейчас идея справедливости только укрепляется. Войдя в рыночную экономику, российское образование вновь стремится к покинутым высотам. И мы найдем свой интеллектуальный путь.

Да, по ряду причин российские вузы не входят в топ мировых рейтингов университетов — наша наука оторвана от вузов, мы оторваны от общепринятых критериев. Запутались в них. Ну посмотрите: критерии качества, критерии эффективности, критерии мониторинга, критерии рейтингования… Россия сейчас в поиске».

Владимир Минаев рассказал Майклу Бриджесу о современных научных достижениях РосНОУ в области нанотехнологий, создания медицинской техники, анализа геодинамических рисков, прогнозирования землетрясений, теории чисел, безопасности жизнедеятельности, информационной безопасности и в других областях».

М.Б.: «Кто или что ориентирует ваш вуз на научные разработки? Сотрудники, стратегия вуза, само государство?».

В.М.: «Руководство вуза — выпускники физтеха, мы не может оставить Родину без науки и новых технологий, мы этому научены. Это сугубо наша инициатива, которая эпизодически поддерживается государством, но, к сожалению, а основном не финансово. Все говорят: «Здорово!», ну а далее расчёт только на себя и ресурсы РосНОУ».

М.Б.: «Рассуждая стратегически на уровне вуза в вопросах технологии, где вы видите РосНОУ в будущем?»

В.М.: «Несмотря на то, что мы классический университет и инженерная часть у нас представлена одним факультетом, прорыв будет сделан именно в инженерно-технических направлениях. Для этого РосНОУ поддерживает тесные связи с ведущими техническими вузами (МФТИ, МИФИ, МГТУ имени Баумана и другими). В то же время ученые и преподаватели РосНОУ активно занимаются на самом современном уровне экономическими исследованиями. В передовых — наши юристы. Здесь мы не отстаем от мировой правовой науки. Довольно серьезное направление в вузе — лингвистическое, у нас есть чем гордиться в этой области. Мы выиграли ряд значимых тендеров и проводим во многих странах мира обучение русскому языку. Надеюсь в США увидят наши успехи, и мы объединимся с Университетом Карнеги-Меллон в продвижение великого достояния человечества — русского языка».

М.Б.: «Спасибо вам, коллеги за откровенный и полезный разговор. Я еще раз убедился: Россия — великая держава, у нее великое будущее».

Полезные ссылки:

Проект нового города Иннополис
http://innopolis.ru

Университет Карнеги — Меллон (Carnegie Mellon University)
http://cmu.edu

«iCarnegie Global Learning»
отделение Университет Карнеги — Меллон по совершенствованию обучения
http://icarnegie.com


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика