Он всегда мог сказать очень просто о сложном
Год назад, 14 августа 2012 года, скончался великий советский и российский ученый, доктор физико-математических наук, бессменный ведущий передачи «Очевидное-невероятное», главный редактор журнала «В мире науки» научный руководитель Российского нового университета (РосНОУ) Сергей Петрович Капица.
Он всегда мог сказать очень просто о сложном, объяснить всё доступным языком, всегда был прямолинейным человеком, говорил то, что думает, занимался наукой во многих областях и всегда достигал намеченных высот.
Ровно за полгода до смерти, Сергей Петрович дал интервью, где высказал свой взгляд на состояние науки и образования.
КАКАЯ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ИННОВАЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ В СТРАНЕ?
Россия всегда была мощнейшим источником инноваций, как в области культуры, так и в области науки. Инновационный поворот происходит, и он достаточно существенный. Но в науке это не столь быстрый процесс, как, например, в сельском хозяйстве, там гораздо легче — коровы начинают доиться через два года, а интерес молодежи к науке возрастает только через двадцать лет.
А ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ С ВУЗАМИ, СТРАНОЙ, И ГОСУДАРСТВОМ, ЧТОБЫ ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАЛА БОЛЕЕ АКТИВНОЙ И БЫЛА ВЗАИМОСВЯЗЬ?
Это вопрос четкой научной политики. Как ни странно, но научной политики у нас нет. Сейчас распространен подход, что наука сама должна зарабатывать деньги, ее во многом пускают на самотек, не говоря о том, что наука, ученые и вся эта область находится в абсолютно нищенском состоянии — дворник получает больше профессора. Самое страшное, что мы потеряли целое поколение кадров: десятки тысяч образованных молодых людей отправились на Запад на заработки и именно там реализовали себя достойнейшим образом. А мы остались на бобах. И теперь у нас некому учить.
МЫ СМОЖЕМ ДОГНАТЬ МИРОВЫХ ЛИДЕРОВ?
Догнать? Мы раньше были в рядах мировой науки, сейчас мы значительно отстаем, почти выпадаем из этих рядов. Мы сами себя должны догонять — «чтобы стоять на месте, нужно бежать!». На данный момент состояние, конечно, улучшилось, по сравнение с тремя годами раннее, удвоили зарплату ученым, стали больше обращать внимание на науку, но это еще полдела — необходимо закупить другое, более новое оборудование. К примеру, за последние 30 лет не построили еще ни одного ускорителя, а те ускорители, которые необходимы для синхротронного излучения, отстают на тридцать лет. Нужны куда более серьезные изменения.
А В ОБРАЗОВАНИИ МЫ НАХОДИМСЯ НА НАЧАЛЕ ПУТИ?
Честно говоря, образование у нас лучшее! Богатые, отвозят своих детей в школы Америки, а через 2-3 года оказывается, что они отстают от наших школьников и студентов. Все потому, что у них другая система обучения, именно поэтому ее бессмысленно переводить в наши реалии. Даже ЕГЭ сейчас перестало быть проблемой, хоть все и сопротивлялись ему.
ТАК ЕГЭ ЖЕ ВВЕЛИ?
Что значит, ввели? Можно ввести правостороннее движение. Это не решит проблему.
ЭТО НЕ РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ, НО ПОЧЕМУ-ТО ТЕ, КТО ПРИНИМАЮТ ЭТИ РЕШЕНИЯ УВЕРЕНЫ В ОБРАТНОМ?
Те, кто принимает решения, находятся в большом отрыве от школ.
КАК СДЕЛАТЬ ТАК ЧТОБЫ ОБРАЗОВАНИЕ СТАЛО КОНКУРЕНТНОСПОСОБНЫМ СО ВСЕМ МИРОМ?
Убрать дискриминацию, поясню, дети не всегда выбирают себе образование сами, деньги платят родители, они вмешиваются в будущий выбор профессии. Богатые получают хорошее образование, а ребята, у которых нет денег, соответственно, плохое, и вся система от этого разрушается. Ни одна страна так не делает. Все находят способ поддерживать равенство между людьми для доступа к образованию. Это один из главных принципов демократии. На Западе любой способный человек, вне зависимости от дохода, может получить превосходное образование. У нас есть к чему стремиться.
ПО-ВАШЕМУ, МЫ НАХОДИМСЯ В НАЧАЛЕ ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РОССИЙСКОЙ НАУКИ?
Не в начале, где-то около середины инновационной цепочки, она ведь быстро восстановиться не может, и это очень серьезная проблема.
Беседовала: Наталья Андриянова