Академик Фортов: «Вузы должны выигрывать в конкурентной борьбе»

 

На вопросы редакции сайта РосНОУ отвечает академик Владимир Фортов.

МФТИ времен СССР и нынешний МФТИ сильно отличаются? Как вы оцениваете произошедшие изменения?

Понимаете, облик института, стиль преподавания, стиль физтеха не могли не измениться, потому что произошел переход к другой общественно-экономической формации. Естественно, физтех должен был реагировать на новые вызовы, на уменьшение роли оборонной науки, увеличение влияния рынка. И МФТИ это делал. Это нормально и это можно было предвидеть.

Могут ли негосударственные вузов рассчитывать на поддержку государства при развитии инноваций?

Это цель, поставленная правительством. В инновационном процессе и процессе производственном должны на равных участвовать как государственные, так и негосударственные структуры. В этом смысле такой плюрализм является принципом новой общественно-экономической формации, в которой мы живем. Но меня беспокоят попытки государства разделить вузы на «беленькие» и «черненькие», что нанесет удар по всей системе высшей школы. Я боюсь, что если мы ограничим количество университетов до 20-30, что будут делать остальные? Я убежден, что государство должно создавать равные условия всем, а не исполнять роль Всевышнего в наделении превилегиями какой-то группы вузов. А когда институты будут иметь равные возможности, они сами покажут, на что способны. И еще — если каким-то вузам будет оказана привилегированная поддержка, а другим нет, что будет твориться в регионах? Когда очень много молодых, энергичных людей останется на улице? Ведь одна из функций вуза заключается в том, чтобы отвлекать людей от всяких криминальных дел и давать им реальное образование и дело. Причем это образование должно быть доступно всем. А то, что сейчас от кошелька зависит, какое образование ты получишь, — это в корне неправильно.

Негосударственные вузы могут дать такое же хорошее образование, как ведущие государственные вузы?

Конечно, могут. Вот РосНОУ точно может. Профессор Зернов представляет пример успешного ректора. Вообще, с негосударственными вузами — это вопрос пропорций. Нужно распределять вузы на те, которые действительно дают качественное образование, и те, которые занимаются халтурой. Есть пример: человек организует филиал вуза у себя в квартире, по Интернету обучает людей и выдает «диплом». С этим нужно бороться, для этого есть меры лицензирования. Министерство должно закрывать такие конторы. А вузы с хорошим профессорско-преподавательским составом должны выигрывать в конкурентной борьбе, а не по решению какого-то органа в министерстве.

Вы являетесь членом Американского физического общества, Европейской академии наук, Международной академии астронавтики и ряда других международных академий. Намного европейская научная деятельность отличается от российской?

Европейская научная деятельность отличается большей соревновательностью. Человек, который пошел в науку, всегда должен бежать, он не может остановиться, если остановился — отстал. В Европе происходит жесткий профессиональный отбор, вы все время должны подтверждать, что можете заниматься наукой. Все время вы находитесь как бы на «счетчике». Это очень жесткая система, но она дает возможность отбирать лучших, отбирать лидеров. У нас, к сожалению, такого нет. Количество соревновательных процедур в науке крайне мало. Я могу назвать РФФМ, РГНФ и программы РАН, но нет такого жесткого соревнования, чтобы сотрудник понимал — если он не будет работать на полную катушку, он не продвинется. У нас система более гуманная, но менее эффективная.

Наталья ЛАСКИНА

Редакция сайта РосНОУ >>>


Важно
Советуем посетить
Поиск

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2020 Российский новый университет


Cоздание сайта и продвижение сайта от —
Система управления контентом (cms)
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика